Употребление термина новый или концептуальный символизм настоятельно требует внесения ясности в это понятие, поскольку оно весьма созвучно таким подходам, как символизм или концептуализм. Прежде всего, необходимо заметить, что концептуальный символизм есть категория не только искусствоведческая, но, также, и философская и базируется на общем постулате признания конечной непознаваемости бытия. Утверждение это ни в коей мере не ограничивает эксперимент и теорию, как процессы познания и имеет отношение лишь к результату. Оно также подчеркивает все несовершенство и относительность человеческого знания. Пределы знаний эфемерны и подобны линиям горизонта.
Евгений Гегузин. E. Gegouzin. Полет Валькирий. Wakurenritt. 2021. Acrylics on canvas. 100x100 cm
Поскольку все наши представления основаны на наших ощущениях, то при изменении последних меняются и наши представления – то бишь наши знания, и выстроенная в этом случае картина окружающего мира становится иной. Однако зададимся вопросом, насколько адекватна реалиям наше представление о современной действительности? Или существует иная картина мира, отличная от общепринятой? Человек и сейчас далек от полноты в своих органах чувств, однако представления об окружающем выстроены именно на их основе. Невозможность изменить свои ощущения вовсе не является невозможностью изменения их интерпретации.
Евгений Гегузин. E. Gegouzin. Эйлат. Eilat on the Red Sea. 2021. Acrylics on canvas. 100x100 cm
Приведенные фото арт-объектов русско-израильского художника Евгения Гегузина / Evgeny Gegouzin в стиле концептуального символизма наглядно иллюстрируют особенности этого подхода. Кстати, касаемо особой роли визуальных искусств в процессе познания - необходимо заметить, что до 70 процентов информации человек получает при помощи зрения в световом диапазоне. И именно зрение в этом диапазоне, равно как и источник излучения в виде солнца, создают (в основном) у человека картину окружающего мира. Этот образ человек вынужден дополнять разнообразными сложными построениями и математическими моделями, которые, практически, являются лишь попытками заменить отсутствие непосредственного восприятия.
Евгений Гегузин. Evgeny Gegouzin. Видения. Dreams. 2021. Acrylics on canvas. 100x100 cm
Создается впечатление, что многие потуги артистов, часто представленные всевозможными концептуальными подходами, есть ни что иное, как старания компенсировать несовершенство восприятия - через зрительную же картинку (по причине – смотри выше). Однако все эти попытки осуществляются в рамках не только старых органов чувств, но и в рамках традиционной интерпретации их результатов и, поэтому, имеют все, связанные с ними, пороки. Также и символизм, в классическом виде, использует отнюдь не первичные символы, но сложные явления вторичного порядка, вроде понятий и образов. В итоге, такой символизм принимает вид сложносочиненных картинок или оригинальных психологических ребусов.
Евгений Гегузин. Evgeny Gegouzin. Маска. Mask. 2020. Acrylics on canvas. 100x100 cm
Эти нюансы отчетливо видны при анализе концептуального или нового символизма, как с точки зрения создателя или автора произведения, так и с точки зрения зрителя, на которой необходимо остановится подробнее. Не является секретом, что направление концептуального символизма сегодня имеет немного сторонников - по вполне понятным причинам. Прежде всего, это достаточно специфическая практика, мало ориентированная на восприятие современного человека в связи с инерцией человеческого мышления, сотни лет глядевшего в другую сторону. А естественная общефилософская компонента подобного взгляда на искусство является достаточно сложной задачей для современных эстетов. Однако, общая неудовлетворенность запредельной сложностью картины мироустройства и разнообразные катаклизмы в природе и обществе очень скоро должны привести к изменению восприятия и, в итоге, миропонимания.
Больше информации www.newlineart.com