Эксперимент в знаковой медитации |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Олег Сапожков | |||
29.07.2011 15:40 | |||
Сапожков "Путь в зеленых обстоятельствах" (переходная версия 2010 года) Бумага, акрил. Детальный вид:https://img-fotki.yandex.ru/get/4505/olsap5797.17/0_40e42_b7f95b59_-3-XL.jpg
Пластическое соединение формных и цветовых пространств; проницание одного другим; слияние и расхождение в образовнии знаковых ассоциаций -узнаваний. "Невозможные ключи" - узлы связок, не предусмотренные вербальной эстетикой. Работая в знаковой медитации, постоянно находишься в состоянии эксперимента и нарушения вербальных и пластических табу ("вот так можно, а так нельзя"). Эта практика дает удивительную свободу пространственных формообразований. Правда пространств в данном случае больше чем 4 (три плюс время восприятия и осознания-впитывания-понимания.) Пространств тут даже больше, - не менее пяти. (Ну, прямо как у гениального М. Булгакова в пояснении образования пространства для проведения "Большого бала" в "нехорошей квартире"). Пятым пространством является переменчивость формальных связей восприятия формы и условного цветопространства, в котором одна условная связка (кодовый узел), рождающая может быть даже знакомые ассоциации, динамично распадается и переходит в другие ассоциативные узнавания и переживания, так как в этом случае происходит новое связывание - образование нового кодового центра восприятия-узнавания, а, следовательно, образуется новое, смежно-независимое и одновременно проницаемое пространство символических знаковых обстоятельств. Которые ваше сознание склонно вначале данной визуальной практики трактовать как "новый сюжет". Однако собственно сюжетики здесь нет совершенно. Но есть как бы знаки событий и состояний. Не всегда ясные (нок этому надо всемерно стремиться), но вполне чувствительные и динамично живые.
Силы тяжести, здесь, в привычном смысле нет. Но нет и хаоса, нет бессмыслицы неоправданных связей. Сложность в том, что связи эти (не всегда может быть идеальные, но при этом брутально убедительные) даются нередко независимо от воли и желания автора. Но автор принимает их со временем вживания в них критично и нередко беспощадно. Что дается не только известной смелостью жеста и решимостью перемен, подавляющих нередко пленительную красоту спонтанной импровизации, всю пропадающую в деталях и красоте частностей, ради большого, нередко неизвестного нового качества - ясной убедительности и неоспоримости невыразимого словом знака.
Большую часть себя мы не понимаем. О. Сапожков "Золотой звон", 2003 Несравнимо большую часть мира мы тоже не способны понять. А если и стараемся охватить умом, то это удается единицам и сугубо профильно. Но даже, если мы не понимаем мир, мы на него реагируем, осваиваем, отражаем в символах и знаках. Вас постигло сильное чувство. Что происходит с вами тогда? Вы меняетесь? Как вы выставляете знаки ваших перемен? В данной работе воплотилась стихия крика, порыва, удивления, смятения, может быть даже ужаса. Порыв "выхода" во всём диагональном стремлении образа словно выталкивает образ вовне. Напряженность ситуации очевидно. Внимательный зритель увидит и лики, и исчезающие пространственные ситуации, сплетенные, связанные между собой, но не единые в своих качествах. В этих внутренних образах полно противоречий: жестокость и отчаяние, движение действия и надежда освобождения. Если наше сознание можно было бы уподобить бунтующему рабу (вспомним работу Микеланджело), то и этот образ подходит к истолкованию данной ситуации. Крик как сила и власть, как движение и порыв, как прошение и как победа. Но тут же в пространстве окружения вы усмотрите независимую тишину, вечную красоту природных состояний покоя и гармонии, существующих как бы вне развития главной темы. Детальный вид:https://img-fotki.yandex.ru/get/3414/olsap5797.5/0_a3b5_3e596676_-2-XL.jpg Золотой, радостный звон наступает слева на голубую синь тишины и равнодушного покоя, выраженного двумя словами: "всё пройдет". Всё пройдет, превратится в прах, но что же останется? Останется духовный знак. Знак, в котором отразится вся ваша жизнь.
Другая работа:
О. Сапожков "Возвышенная ситуация", 2003-09 Метаморфоза "Золотого звона". Пример того ка удивительно и непредсказуемо меняется форма, приобретая не только новое качество, нго и новое лицо и новый знак. Детальный вид:https://img-fotki.yandex.ru/get/4601/olsap5797.17/0_414a2_e53bb1c1_-2-XL.jpg На всё можно смотреть по-разному. Известен пример про стакан, который одновременно может быть и наполовину пуст и наполовину полон. Вопрос лишь в том, как мы смотрим на него. Есть темы, которые невозможно определить словами. Невозможно описать и полностью выразить через словесный образ. Всё будет то и не то. Так и тут. Странное существо с цветком или птицей на (условной) голове обернулось на зрителя и выжидает. И зритель, глядя на эту сущность, тоже выжидает. Прорыв небесного пространства, словно небесные врата, словно колодец в небо принимают эту птицу-цветок в свои объятия. Знаковое окружение полно разрывов, проникновений в другие уровни не только условных цветовых пространств, но символизируют собой и многослойность нашего сознания и глубину невербального подсознания. Желто-зеленый свет сопровождает большой знак, граничащий с серой синевой - дымкой неизвестного. Нижний свет, белый и розовый, - как детский сон взрослого человека накануне решительных событий его судьбы. Тревожно. Нервно и усыпляюще дремотно, словно сладкие путы сна разошлись на краткое время и затем, повинуясь неведомой силе, зияющая дыра, странные и непонятные дневному сознанию образы, словно болотной тиной затягиваются по поверхности и исчезают в глубине другого мира, располагающегося по ту сторону сознания. Неведомый мир по нашему качеству выплескивает, словно море на берег, свои странные образы и затем затягивает их назад. Дело художника это отразить и оставить след незрячим. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 03.08.2011 12:38 |
E-mail: pavelin@mail.ru
Комментарии
Художник подчиняется не красоте, а истине. Если она лежит вне красоты, он идёт туда и выражает её вне зависимости от того понравится это кому-нибудь, ил нет. Будет это вызывать аплодисменты или враждебную хулу. В этом свобода художника и его долг. Цитировать