Жюль Дюпре: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
31.07.2017 12:58 |
Творчество Жюля Дюпре (1811-1889)В начале XIX века пейзаж начинает завоевывать свое место не только в исторической картине и портрете, но все более утверждается как самостоятельный жанр. Одной из наиболее интересных страниц истории французской пейзажной живописи середины XIX века стали работы художников так называемой барбизонской школы, получившей свое название по деревушке Барбизон возле леса Фонтенбло близ Парижа. Среди художников этого направления, пытавшихся заменить изображением живой природы условный классицистический пейзаж, видное место отводится Жюлю Дюпре.
Жюль Дюпре родился в Нанте. Интерес к изображению природы пробудился у него очень рано. Занимаясь росписью по фарфору на небольшой фабрике своего отца в Пармен близ Л'Иль-Адама, он начинает разнообразить выпускаемую ею продукцию включением своеобразных элементов пейзажа. Дюпре почти не пришлось учиться живописи, и он сделался художником без помощи учителей, через непосредственное изучение природы. Вскоре семья художника переезжает в Париж. Великолепие сокровищ Лувра очаровывает молодого живописца, и он начинает изучать творчество старых мастеров, копируя прежде всего голландцев. Он знакомится с художником Луи Каба, который дает ему ряд советов по работе на натуре. В 1832 году друзья едут на этюды и на основе полученных в департаменте Эндр впечатлений создают работы, выставленные в Салоне 1833 года. В «Интерьере фермы в Берри», изображающем бедное крестьянское жилье, Дюпре вырисовывает обилие деталей со скрупулезной тщательностью, навеянной недавним изучением старых голландцев. Получивший золотую медаль, Дюпре восхищается «Видом в окрестностях Гранвиля» Теодора Руссо (ныне полотно хранится в Государственном Эрмитаже), ставшим программным произведением всего поколения художников-пейзажистов 1830-х годов. «Вот то, что я искал, оно уже найдено», — восклицает Дюпре. Под влиянием Руссо, с которым его связывают дружеские отношения, Дюпре пытается отойти от влияния старых мастеров. В начале 1830-х годов он едет в Англию, где знакомится с пейзажами Джона Констебля. Романтическая приподнятость, пастозная фактура, дробность мазка с мелкими переливающимися бликами света в вещах английского пейзажиста значительно повлияли на развитие творчества Дюпре. «Дубы у дороги» (ГМИИ им. А. С. Пушкина) относятся именно к этому периоду. Традиции английских и французских пейзажей XVIII века, с их стремлением к красивому декоративному решению картины, так же как и голландские пейзажи, были источниками вдохновения молодого живописца. С середины 1830-х годов, когда в творчестве Дюпре все больше проявляются реалистические тенденции, жюри перестает принимать в Салон его произведения. Это значитель но затруднило для последующих исследователей датировку произведений живописца. Вторая половина 1840-х годов — время создания малоизвестных ландских и пиренейских пейзажей. Дюпре и Руссо отправляются в покрытые песками и болотами земли Ланд — провинции, расположенной вдоль Бискайского залива, самой пустынной в те времена части не только Франции, но и Европы. Заброшенная, не тронутая человеком природа, бесконечные леса, движущиеся дюны стали источником вдохновения для Дюпре. В 1840-х — начале 1850-х годов творчество Дюпре достигает своего наивысшего расцвета. Пейзажи продолжают сохранять жанровый характер, но в них все отчетливее проступает романтическая приподнятость. В отличие от Руссо, с эпическим спокойствием его картин, Дюпре — романтик по устремлениям, в его картинах постоянно чувствуется повышенное эмоциональное восприятие природы. В пейзажах конкретно выделяются время дня («Вечер», ГМИИ им. А. С. Пушкина), место действия. Художник любит композицию с далеким горизонтом и низкой перспективой, когда зритель ощущает себя в самом центре картины. Большое место всегда отводится небу, которое становится одним из главных «действующих» лиц картины. К 1850-м годам Жюль Дюпре приобрел большую известность, чем глава барбизонской школы Теодор Руссо. Литографии с его картин уже давно и постоянно печатаются в журнале «Артист», а в 1849 году при распределении наград после Салона, где его произведения, как и произведения Руссо, были выставлены, он награждается орденом Почетного легиона. Это обидело Руссо, который награжден не был, и послужило поводом для их разрыва. Творчество обоих художников продолжало идти в разных направлен ниях. И если Руссо стремился к детализированной передаче природы, часто уходя от отражения ее истинной жизни, то лозунг Дюпре в это время: «Природа — ничто, человек — все». В 1852 году художник посылает ряд пейзажей в Салон, не выставляясь затем на официальных выставках вплоть до Всемирной выставки 1867 года. Вероятно, среди них находился и эрмитажный «Пейзаж с коровами», в котором при всей весомости и материальности переданного все предметы как бы обволакиваются влажным воздухом. Почти всегда Дюпре вводит в свои пейзажи изображение пруда, озера или болотца, в которых отражается небо. Этот излюбленный мотив придает пейзажам еще большую воздушность. Напряженное состояние природы, ее драматические эффекты особенно привлекают в работах художника 1860-х годов. «Мы уже отвыкли от этого великолепного преувеличения, от этой чрезмерной силы, от этих переливающихся через .край соков, от этого борения с природой. Этот неумеренный колорит ослепляет глаза, приученные к сдержанной серой гамме», — писал Теофиль Готье. С 1868 года Дюпре каждое лето проводит в Кайе-сюр-Мер, работая преимущественно над маринами. Он любит сцены разразившейся бури, разбивающихся о скалы волн. Но и спокойный по состоянию сюжет, как, например, «Морской отлив в Нормандии» (ГМИН, им. А. С. Пушкина) с качающейся в открытом море рыбачьей лодкой, остается драматически напряженным. Повышенное эмоциональное отношение к действительности роднит Дюпре с романтиками, однако в его творчестве есть и другая линия, которую можно определить как стремление воссоздать подлинно реальный пейзаж, на фоне которого протекает жизнь простых людей. Дюпре прожил долгую и плодотворную жизнь. Находясь в постоянном творческом поиске, художник создал около полуторы тысяч полотен. Он умер в 1889 году, пережив расцвет реализма, увидев достижения импрессионистов. Иго марины и деревенские пейзажи пользовались в конце века огромным успехом не только во Франции, но и в других странах, и он по праву может считаться одним из создателей национального реалистического пейзажа. Н. Семенова Галерея картин Жюля ДюпреДеревенский пейзаж Осенний пейзаж Лесной пейзаж Пейзаж с коровами Хутор лодки у берега Дуб на болоте Водопой Пастбище в Лимузене Мельница в Солони В Нормандии Пейзаж в Великобритании ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru