Сергей Малютин: картины и биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
27.10.2014 13:23 |
Сергей Васильевич Малютин (1859-1937)
В конце XIX—начале XX века неподалеку от Смоленска сложился один из интереснейших художественных центров России—Талашкино ( о Талашкино подробнее читайте здесь) . Возник он по инициативе и на средства известной меценатки княгини М. К. Тенишевой, поставившей целью своей деятельности изучение и возрождение традиций русского прикладного искусства. Субсидировавшая одно время журнал общества «Мир искусства», Тенишева была близко знакома с его членами и разделяла их убеждение о необходимости и насущности создания произведений искусства, отвечавших требованиям стиля модерн. Ранние романтические стадии этого стиля во всех европейских странах были отмечены интересом к национальной старине. Руководить в Талашкине всеми архитектурными работами «в русском стиле» Тенишева пригласила в 1900 году художника Сергея Васильевича Малютина. Выученик Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, он уже был известен в эти годы как автор жанровых, передвижнических по духу картин, создатель театральных декораций и книжных иллюстраций, проявил себя хорошим колористом, талантливым стилизатором в «народном стиле». В Талашкине по проектам Малютина были построены Теремок—просторная двухэтажная изба на кирпичном основании, где разместились библиотека для учителей и красильная мастерская, здание театра, дом для самого художника и его семьи. Все эти сооружения отмечены единством стиля; в них использованы формы русского деревянного зодчества XVII столетия—устремленные вверх шатры крыш, высокие подклеты, обильная пестро раскрашенная резьба. «Словно фантастические ожерелья пестрят на темных бревнах разнокрасочные орнаменты: карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветов, странные лебеди с распущенными хвостами, лубочные «солнца», волнистые нити всевозможных кружков, полосок, звезд, квадратов. Некоторые детали восхищают своей неожиданностью, живописной простотой, смелым своеобразием композиции»,— писал о резьбе малютинских построек видный критик начала века Сергей Маковский. Наиболее органичной и отвечавшей требованиям времени была архитектура театра. Мастеру удалось добиться стилевого единства, целесообразности сооружения в целом и каждой его детали. В возникших по инициативе Малютина и возглавляемых им столярных мастерских многочисленными резчиками— крестьянами окрестных деревень—создавались по эскизам мастера декоративные резные украшения для построек в Талашкине, мебель, мелкая домашняя утварь, балалайки, дуги и т. п. Продукция мастерских находила спрос в России и за границей. Внимание покупателей она привлекала более всего своей экзотичностью. Тяжелая, нарочито грубая по форме, как бы подражавшая крестьянской, мебель по проектам Малютина с ее обильной глубокой резьбой была неудобна в обиходе, технически несовершенна, исполнение ее было нелегким делом. Художнику не удалось уяснить для себя основной принцип нового стиля—функциональность вещи. Орнамент в декоративных произведениях Малютина неорганичен, он является не неотъемлемой формообразующей частью изделия, как того требует эстетика модерна, а именно его украшением. Неудовлетворенность достигнутыми результатами заставила художника в 1903 году покинуть Талашкино. Он уезжает в Москву, чтобы посвятить себя всецело преподавательской деятельности в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и занятиям живописью. Правда, в первые годы по возвращении из Талашкина художник еще не раз обратится к архитектурно- прикладническим опытам. Совместно с архитектором Н. К. Жуковым он осуществил постройку и внутреннее убранство доходного дома Перцова в Соймоновском проезде (1905— 1907), и по сей день радующего глаз нарядным изразцовым наружным декором. Малютину принадлежит также отделка прихожей и столовой в доме его московского друга, художника В. Н. Бакшеева (1903). Последующая деятельность мастера связана с созданием цикла портретов его современников. Еще в ранние годы Малютин удачно выступил как портретист: его превосходный «Портрет сына (Ребенок в кресле)» был приобретен в 1896 году П. М. Третьяковым. Вернувшись зрелым художником к искусству портрета, Малютин почти полностью отказывается от работы масляными красками и переходит к портретам в технике пастели, сделавшись со временем виртуозом этой техники. Соответственно изменилась и манера портретных работ Малютина. Свободная живописная маэстрия «Автопортрета в шубе» (1903), написанного в Талашкине, уступает место отточенной, чуть суховатой, тончайше нюансированной живописи портретов 1910-х годов. Моделями художника были его родные, друзья или люди, чем-то восхитившие, заинтересовавшие его. По мнению современников, Малютин «в своих портретах поднялся на недосягаемую высоту умением схватывать сходство, и притом сходство не фотографическое, а живое» (В. Д. Поленов). Малютиным написано около трехсот портретов, среди которых портреты М. В. Нестерова, В. Н. Бакшеева, В. Я. Брюсова, А. М. и В. М. Васнецовых, В. А. Гиляровского. Серия портретов современников продолжена художником в послеоктябрьские годы, дополнена и расширена по тематике; среди портретируемых им теперь не только писатели и художники, но и ученые, медики, инженеры. Мастер в эти годы вновь много работает в технике масляной живописи, что, вероятно, более отвечало суровому духу времени. Одна из лучших работ тех лет «Портрет Д. А. Фурманова». Преподавательская деятельность Малютина прекратилась а начале 20-х годов, но связи со своими учениками он не терял до конца жизни. «Искусство и только искусство—верная радость жизни. Так было и так будет вовеки»,—говорил С. В. Малютин, наставляя своих питомцев. Малютин явился одним из инициаторов создания АХРР. Последними работами мастера были «Портрет профессора В. Д. Шервинского» и большая картина-портрет «Партизан», которая как бы синтезировала его поиски в области жанра и портрета. Художник умер в 1937 году, до последних своих дней не оставляя кисти, словно черпая силы для жизни в работе. Т. ВОЛОДИНА ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru