Александр Родченко: картины, фотографии, работы, биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
06.07.2018 15:16 |
Творчество Александра Михайловича Родченко (1891—1956)Александр Михайлович Родченко — художник из замечательной плеяды разносторонних мастеров советского искусства, ярко проявивших себя в 1920-30-е годы. Он оставил след практически во всех областях современной визуальной культуры. Его имя известно архитекторам и дизайнерам, модельерам одежды и театральным художникам, фотографам и кинорежиссерам многих стран мира. Родченко — художник универсального типа: его наследие включает живопись и графику, плакат и искусство книги, дизайнерские и архитектурные проекты. Родченко — основатель первой советской дизайнерской школы Вхутемаса-Вхутеина, сотрудник журналов "ЛЕФ", "Новый ЛЕФ", "Советское фото", член художественного объединения "Октябрь", в которое входили С. Эйзенштейн, А. Дейнека, Д. Моор и другие. "Он родился над сценой", — так писал о себе Родченко в 1939 году в автобиографической сказке "Черное и белое". Отец — бутафор в театре на Невском в Петербурге, мать — прачка. Условности и иллюзии театра казались естественными, привычными и знакомыми. Семья переехала в Казань, и в 1910 году Родченко поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу, которую успешно окончил. Но как было написано в выданном Родченко, "сыну крестьянина", удостоверении, он "не может воспользоваться правами, предоставленными окончившим курс упомянутой школы так как не проходил общеобразовательного курса и не имеет свидетельства об окончании какого-либо другого среднего общеобразовательного учебного заведения". В Казани он познакомился с художницей Варварой Степановой, своей будущей женой. Родченко дебютировал как живописец и график в Москве, в 1916 году на выставке "Магазин", организованной Владимиром Татлиным, где выставил несколько кубофутуристических живописных работ, серию театральных костюмов и ряд графических композиций, выполненных с помощью чертежных инструментов. Молодые художники-новаторы, в круг которых вошел Родченко, приняли революцию без колебаний. "Мы пошли работать с большевиками", — писал Родченко позднее в своих воспоминаниях "Работа с Маяковским". Он занимался праздничным оформлением города, устраивал выставки, участвовал в первых конкурсах молодой республики на эмблемы для профсоюзов и газетные киоски. В 1917- 19 годы Родченко от живописно-графического изображения переходит к проектированию воображаемых пространственных структур. "Динамизм плоскости" — называется одна из серий холстов, в которых геометрические формы парят, пересекаются, стремительно двигаются в глубину поля картины. Художник внимательно исследует проблемы цвета, фактуры и конструкции в живописи. В 1921 году вместе с группой художников-конструктивистов (пионерами советского дизайна: А.Весниным, Л.Поповой, А.Экстер) Родченко и Степанова подводят итоги своему станковому аналитическому творчеству (выставка "5x5=25", где Родченко выставил три монохромных холста: красный, желтый и синий) и обращаются к совершенно новой для себя области — проектированию вещей, книг, плакатов. Родченко становится "конструктором", он ищет рациональную форму для одежды, посуды, книжной обложки. Титры Родченко к "Кино-правде" Д.Вертова своей броскостью, динамичностью "озвучивали" зрительно немую кинохронику. Тот же призывный характер сохранялся и в первых образцах яркой, демократичной советской рекламы, созданной Родченко совместно с Маяковским. Они называли себя "реклам-конструкторами". По предложению Маяковского, Родченко было поручено оформление советского раздела Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Оборудование для показательного Рабочего клуба (1925) — одно из основных произведений Родченко-дизайнера. В павильоне стоял продолговатый стол с откидными поверхностями для чтения, шахматный столик для двух игроков, книжная полка-витрина, трансформируемая трибуна, превращавшаяся в стенд для выставок и экран для показа фильмов. Все оборудование было задумано с учетом многофункционального использования помещения. Открытые цвета: черный, серый, красный, белый — подчеркивали конструктивность мебели. Не случайно этот комплект оборудования в 1970-80-е годы неоднократно реконструировался для выставок, посвященных искусству революции. В нем сконцентрированы художественные и гуманистические идеи дизайна двадцатых годов. Творчество Александра Родченко неразрывно связано с идеями научно-технического прогресса. Наука и техника входят в искусство не только прямо, изобразительно. Они меняют мышление, средства и области работы художника. Наиболее часто употреблявшиеся Родченко слова: изобретение, эксперимент, открытие, индустрия. Его библиотека свидетельствует о постоянном интересе к науке. Здесь есть книги не только по истории искусства, но и по астрономии, физике, радиотехнике, дневники путешественников. Родченко жил в то время, когда перемены в жизни, связанные с наукой и техникой, еще только намечались. Но люди искусства уже предчувствовали будущее. О стеклянных небоскребах писал В. Хлебников. "Город-сад" — метафора Маяковского. Здание-памятник придумал В. Татлин. Родченко тоже набрасывал контуры небывалых зданий с мачтами, воздушными переходами, экранами. Его пространственная конструкция "Круг в круге" напоминает во много раз увеличенную модель атома, хотя она выполнена в 1920 году, когда в физике еще только начиналось исследование структуры материи. В пространственных моделях и дизайнерских проектах Родченко угадываются математические алгоритмы и программы построения структуры. Интерес к науке, к познанию объективных законов искусства привел Родченко и Степанову в 1920 году в Институт художественной культуры, созданный по инициативе В.Кандинского при Отделе ИЗО Наркомпроса. Здесь художники обсуждали особенности зрительного восприятия, секреты творческих технологий и приемов, фундаментальные основы структуры произведений искусства, вопросы влияния техники на искусство. При активном участии Родченко подготавливался теоретический и творческий переход к конструктивизму, производственному искусству. Идеи, высказанные в эти годы, нашли применение и в учебных программах Вхутемаса-Вхутеина. "Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и проч.", — писал Родченко. Он учил своих студентов быть не рисовальщиками и прожектерами, а учеными, изобретателями, конструкторами. Он учил их обращаться с техникой и технологией как инструментами художника. Его выпускники работали на Метрострое, в ЦАГИ, создавали новые транспортные средства, разрабатывали массовую мебель. Александр Родченко не мог не обратиться к фотографии. Фотография — детище науки и техники. Художник превратил это техническое средство в способ культурной коммуникации. Он снимал своих современников, Москву, спорт, новостройки, первую советскую технику. Он отстаивал своими статьями о фотографии и снимками необходимость подвижности фотоаппарата, показывал разнообразие точек зрения. Родченко агитировал фотографией за новый мир, новый быт, новую визуальную культуру. Его плакаты и книжные обложки насыщены фотоизображениями, фотомонтажами. Родченко раскрывал творческие возможности фотографии, ее социальность, документальность, техническую совершенность, современность. С начала 1930-х годов Родченко и Степанова работали над оформлением фотокниг и фотоальбомов: "Первая Конная", "Красная Армия", "10 лет Узбекистана", "Москва" и многих других. В этих книгах был минимум текста, и вся нагрузка восприятия содержания целиком ложилась на документальный фотоматериал. Родченко и Степанова становились как бы режиссерами визуальных книг, подробно разрабатывая каждый разворот, подбирая снимки и образы, как слова в предложениях. Эти фотоальбомы, так же как и номер журнала "СССР на стройке", оформленные художниками, стали этапными в развитии советского полиграфического искусства. В 1941-42 годах Родченко был в эвакуации в г. Очер (Пермская обл.), состоял внештатным фотокорреспондентом, оформлял "Окна ТАСС". В послевоенные годы продолжал занятия фотографией и живописью. В отличие от композиции 1920-х годов, живопись Родченко, выполненная в 1930-40-е годы — фигуративна. Он изображал цирк, таинственный мерцающий огнями зрительный зал, на фоне которого раскачиваются гимнасты, скачут лошади, летают шары жонглеров. Другая поздняя живописная серия — портреты-впечатления, совсем крошечные по формату, но виртуозно написанные. Они тоже напоминают театр, впечатления детства... В какой бы области творчества не работал Родченко — всюду он стремился найти новое, оригинальное решение, созвучное настроениям времени. Родченко считал, что творческим материалом художника может стать весь мир. Нужно лишь мечтать и не бояться нового. По его представлению, в сферу искусства попадает не только наука и техника, но и вся повседневная жизнь человека. В его творческой судьбе как бы постоянно слышен один из лозунгов, придуманных Родченко для студентов еще в 1920 году: "Человек, организовавший свою жизнь, работу и самого себя — есть современный художник". Галерея работ Александра Михайловича РодченкоКем был Александр Михайлович Родченко? Художником книги, мастером плаката и рекламы, изобретателем небывалых пространственных конструкций и архитектором-утопистом, агитатором, экспериментатором в живописи, промышленном искусстве? Все эти грани его творчества как-то не спорили друг с другом, не были обособлены друг от друга и возникли в результате потребности художника участвовать в самом процессе строительства нового. Как писал сам Родченко в одном из стихотворений: «сдвигаем тишину с упрямством ярости... Искатели! смелые бунтари! Прочь гоните отживших мумий, влюбленных в романтические сумерки исписанных старух со сгнившим развалившимся великолепием... Дерзание дерзостных настоящее наше «вперед»!» И в одной из своих статей, заявляя о том, что лично он видит призвание художника в том, чтобы новое, не бывшее прежде вносить в жизнь, писал: «Христофор Колумб был открывателем новых материков и только. Художник не пассивно отражает эпоху, а рядом со всеми строит ее. Отсюда самые широкие сферы приложения творческих сил». В живописи Родченко отражает мир динамичных, острых контрастов. В ней ощущается ясное, мажорное восприятие самого искусства как радостного активного действия. От его проектов конструкций тянутся нити к новым архитектурным решениям, к широко вошедшим в практику приемам оформления городских пространств и опытам по изучению движения в искусстве, исследованиям роли фактора времени. В полиграфии Родченко ясная устойчивость геометрических элементов составляет, как в здании, каркас книги. Он вводит в ее структуру фотографию как самый подлинный, реальный документ. Плакатная агитационная направленность, свойственная монтажу его книг, была особенно уместна в книге массовой, политической, в оформлении книг Маяковского. Родченко оформил 13 книг поэта, в том числе поэму «Про это» (1923). Проекты мебели, разрабатываемые с учениками во Вхутемасе. Проект оформления рабочего клуба для Всемирной выставки декоративных искусств в Париже в 1925 году. Работа для театра и кино... Что все это — самоуничижительное растворение в утилитарности? Иные стулья и обложки устаревают (неизбежно!), но остается ценной сама демонстрация возможностей искусства в решении простых житейских задач. В лучших проектах Родченко мы чувствуем не только четкость функционального решения (удобно сидеть, читать). В них есть пафос, эмоциональность пластики, строго рассчитанной в своем действии. Например, сила воздействия оформления рабочего клуба определялась, в частности, продуманной артистической «аранжировкой» цвета. Сочетание белого, красного и серого создавало ощущение спокойствия и ясности. В фотомонтажных обложках, книгах, плакатах мы часто видим неожиданные сопоставления различных мотивов, контрасты масштабов, создающие впечатление увлекательной фантастической композиции. Было логично, что именно Родченко, художник, настойчиво искавший в своем искусстве наиболее активные методы воздействия на зрителя, так решительно преобразовал фотографию, сделав ее ветвью изобразительного искусства. Его работа в этой области приучала фотографов к особому динамичному взгляду на действительность и смелым композиционным сопоставлениям, вскрывающим самую суть явления, отучала от подражания живописи, картине в построении кадра. Художник, агитировавший своим творчеством за новые формы жизни, не упускавший для этого никогда никаких возможностей, Родченко особое значение придавал точности пластики вещи. Сталкивая рациональное и фантастическое, статичное и динамичное, изысканное и «грубое», он всегда давал себе ясный отчет о цели каждой практической и экспериментальной работы. Интуиция не исключала контроля, и в этом эстетика Родченко сродни Брехту. Без Родченко двадцатых годов нельзя представить художественную культуру эпохи. Он среди тех, кто формировал ее, талантливо ошибался и талантливо находил. Простое, энергичное искусство Родченко могло показаться почти схематическим в сравнении со сложно выстроенными художественными мирами иных его современников. Или даже в сравнении с его собственной виртуозной динамикой живописных холстов. Он доводил форму своих работ до «сгущенности» и выразительности знака, знака пространства, знака социального понятия. Это сознательный аскетизм, вобравший в себя богатство и энергию пластической культуры. Искусство должно действовать сразу и эффективно, как изобразительный фольклор, обращаться к массе, понятой не как сумма индивидуальных восприятий, а как некое единство чувств, мыслей, восприятий. Это сознательная концентрация художественной воли — закономерный, почти запрограммированный вывод из личного понимания активности социальной функции искусства и напряженных аналитических исканий, В 1930 и 1940-е годы внимание Родченко все больше сосредоточивалось на фотографии в книге. Вместе с В. Степановой он оформляет журналы и проектирует интереснейшие документальные альбомы. И снова в его жизни важное место занимает живопись. Таковы небольшие, артистичные вариации на темы цирка, поразительные, фантастически напряженные по ощущению холсты 1942—1943 годов. Он и теперь не повторял в новых вещах старых опытов. Во всем, что ни делал Родченко, чувствуешь единство отношения к миру, единство пластики. Это не манера, а метод решения пластических задач, философия творчества. Он не был настолько универсален, как это представлялось самому мастеру, но, пожалуй, в наш век ни один метод и не может претендовать на всеобщность. Во всяком случае, вклад Родченко в развитие художественной культуры значителен и бесспорен. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru