Михаил Врубель: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
06.06.2017 16:54 |
Творчество художника Михаила Врубеля (1856—1910)Михаил Александрович Врубель прожил недолгую, но яркую и трагически-напряженную жизнь. Творческое наследие мастера, здоровье которого рано было подточено тяжелой болезнью, невелико, но чрезвычайно многогранно и богато подлинными шедеврами. Свои первые значительные произведения Врубель создал еще будучи учеником Академии художеств. В 1883 году он участвует в реставрации росписей древней Кирилловской церкви в Киеве. С большим тактом относясь к сохранившимся фрескам XII века, не стремясь в своей работе к их внешней имитации, молодой художник пытается постичь внутренние законы византийского искусства. Врубель пишет сцену «Сошествие св. Духа на апостолов», раскрывая в канонических рамках богословского сюжета драматизм реальных человеческих чувств, сочетает экстатический накал образов с психологической убедительностью. Здесь он впервые реализует свою тягу к монументальной живописи, по-своему и не всегда органично интерпретируя ее художественный язык. Вместе с тем, работая над евангельскими сюжетами, он равнодушен к христианской идеологии, и его не затрагивают современные ему релнгиозно-мистические движения. Он весь поглощен творчеством, причем в самых различных сферах: пишет многочисленные островыразительные портреты, выполняет эскизы декораций и костюмов для частной оперы С. И. Мамонтова, поражающие своей красочной феерией и неудержимым полетом фантазии, создает декоративные панно, эскизы для мозаики и витражей, майоликовые скульптуры. Он выступает даже как архитектор и мастер декоративно-прикладного искусства. Для своих живописных произведений он черпает темы из литературной классики («Гамлет и Офелия»), русских народных былин («Богатырь»), античной мифологии («Пан»), наконец, он как бы творит собственные «мифы», в символической форме воплощая острый трагизм своего мироощущения, тревожное, порою болезненное предчувствие неизбежного краха надежд, разрушения мечты в столкновении с жестокой реальностью (серия «Демонов», «К ночи», «Сирень», «Жемчужина»). Он плодотворно работает как график (иллюстрирует своего любимого поэта — М. Ю. Лермонтова); Врубель не выпускает карандаша из рук и в последние годы жизни, уже сломленный болезнью, — серия зарисовок, созданная в больнице, во всей полноте демонстрирует его виртуозное мастерство рисовальщика. Врубель не примыкал ни к одному из современных ему течений, не создал своей школы, но по праву считался ведущим мастером нового искусства. Близкий к общеевропейскому стилю «модерн», Врубель развил собственную живописную систему, постоянно ее совершенствовал, не останавливаясь перед самыми смелыми формальными экспериментами, дробя форму, наполняя ее мерцающим светом, заряжая ее импульсивным динамизмом. Благодаря этой совершенно индивидуальной системе Врубель наиболее остро и напряженно воплощает духовный кризис, постигший русскую культуру на сломе эпох. Не замыкаясь лишь в сфере художественно-эстетических проблем, Врубель бьется над неразрешимыми нравственными вопросами. Этапы этой постоянной душевной борьбы явственно отражаются в его произведениях и прежде всего в главной теме его творчества — теме Демона. Известный романтический конфликт между мечтой и явью, между чувственным и сверхчувственным, свободной волей и роком, нашел нового выразителя. Тема развивается от картины к картине, реализуя эволюцию сознания художника. В «Демоне» (сидящем, 1890) ощущается мучительное противоречие могучих сил и томительного бездействия. Это состояние опустошающего безверия кульминирует в «Демоне поверженном», где происходит распад личности романтического героя. С какой-то пронзительной обнаженностью в этих странно вспыхивающих красках и изломах форм живопись доносит духовный автопортрет художника, для которого гаснет свет дня и окружающий мир теряет свои предметные качества и ценности. Творческий подъем, который переживал Врубель в 1899—1902 годах и который выразился в серии «Демонов», в полотнах «К ночи» и «Сирень», привлек к художнику внимание новых символистско-декадентских течений в русской живописи и литературе, поспешивших сделать его творчество своим знаменем. Искусство Врубеля не нашло и не могло найти прямых последователей, ибо это искусство было столь личностно, явилось такой напряженной проекцией душевной борьбы художника, что и живописная система, созданная им, оказалась непереводимой на язык другой художественной индивидуальности. Творческий путь Врубеля потряс современников этой невиданной самоотдачей и стал символом судьбы романтического художника. Галерея картин Врубеля ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru