Фёдор Васильев: картины, биография художника-пейзажиста |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
03.04.2015 18:38 |
Федор Александрович Васильев (1850—1873)За свою короткую жизнь Федор Васильев написал сравнительно немного произведений, но без них немыслимо представить себе русское искусство.
Некоторым казалось, что Васильев работал играючи. Действительно, Васильев был живописцем-виртуозом, но в каждое свое полотно он вкладывал огромный труд. «Каждую картину я пишу не красками, а потом и кровью», — сообщал он П. М. Третьякову. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. Отец его был мелким чиновником. Когда он умер, мальчику пришлось работать почтальоном. Случай и исключительные способности помогли тринадцатилетнему Васильеву поступить в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Окончив ее, он скоро вырос в большого и зрелого мастера пейзажной живописи. По меткому выражению Крамского, Васильев вносил в искусство пейзажа «поэзию при натуральном исполнении)». Верные жизненной правде, картины молодого художника покоряли своей необычной одухотворенностью. Васильев писал природу в разных ее состояниях. Небо в его пейзажах было то взволнованным, с несущимися облаками, то тяжелым и мрачным, то легким, словно тающим. Свои пейзажи Васильев умел поднимать до высоты обличительного жанра. Вот, например, картина «Деревня» (1869). Рощи и залитый солнцем луг со стадами помещика. А рядом — нищенское жилище «освобожденного» крестьянина. Стропила обнажены. Еще недавно здесь была соломенная крыша. Сейчас остатки этой соломы доедает корова. А что будет, когда не останется и такого корма? Ответ дает другая картина Васильева — «В окрестностях Петербурга». Прекрасный пейзаж. На фоне его — крестьяне, впрягшиеся вместо скота в соху. Если такое творится близ самого Петербурга, то что же увидишь, обратив свой взор в глубь Российской империи... Триумфом васильевской кисти явилась картина «Оттепель» (1871). Широкие бескрайние заснеженные просторы. Темная, уже подтаявшая дорога, а на ней две фигуры — старик с внучкой — остановились у разлившегося ручья. Одинокая избушка смотрит на путников своим крошечным оконцем. Свинцовые тучи нависли в небе, но через них уже пробивается свет солнца. Эта картина, передающая пейзажными средствами убогость и бедность русской деревни, воспринималась современниками Васильева как символ пореформенной России. Она принесла художнику громкую известность и поставила его в первый ряд ведущих русских пейзажистов, наравне с А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным. Вскоре чахотка заставила Васильева уехать в Крым. Первое время он тосковал по северной природе. На память, по ранее сделанным этюдам, художник написал «Мокрый луг» (1872) — одно из своих самых значительных произведений, прекрасно передающее состояние летнего дня после освежающего дождя. Не остался равнодушным Васильев и к красотам Крыма. Торжественной и скорбной тишиной наполнен его последний необычайно поэтический пейзаж — «В крымских горах» (1873). С конца апреля 1873 года Васильев уже не может работать. Врачи направляют его в Италию. Художник начинает хлопотать о выезде. Полученный отказ убивает в нем последнюю надежду на выздоровление. Прочтя это известие, он говорит только два слова: «Все кончено!» Он умер двадцати трех лет. Крамской, скорбя о его преждевременной смерти, писал: «...Русская школа потеряла в нем художника едва ли не гениального». Картины Васильева ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru