Фильм «Гроза» оформленный художником Николаем Суворовым |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин. | |||
18.04.2013 19:35 | |||
Художник кино Николай СуворовВ 1934 году на экраны страны вышел оформленный Суворовым фильм «Гроза» по пьесе А.Н.Островского. Лента сразу полюбилась публике, ее высоко оценила критика. К.С.Станиславский говорил тогда об этой постановке: «Я нахожу, что драма Островского воспроизведена в кино с большим мастерством; пейзажи, бытовые детали, отдельные штрихи глубоко и верно передают атмосферу, в которой задохнулась Катерина». Интересно на примере этого фильма показать специфику работы художника-кинематографиста и вместе с тем очертить характерные приемы творчества зрелого Суворова. Приступая к подготовке фильма, он не мог не учитывать опыт многолетних постановок «Грозы» на российской сцене, в том числе такие значительные удачи, как декорации и общее оформление Б.Кустодиева и А.Головина. Замыслу Суворова во многом были несозвучны ни праздничная яркость и многоцветье Кустодиева, ни идеализированный романтически-прекрасный мир отошедшей в прошлое провинции Головина. Время требовало от Суворова изображения-разоблачения, воссоздания «темного царства» со всем его неприглядным звериным нутром. Но это была только идейная сторона дела. Принципиально иной характер образности оформления «Грозы» Суворова проистекал из самой сути кинематографического языка. Конечная цель художника заключалась в стремлении создать иллюзию подлинности всего происходящего. При этом построение предметной достоверности фильма Суворов основывал не столько на документализме, жолько на художественном осмыслении историко-культурной реальности. Здесь живописец приходил на помощь режиссеру и оператору. В создании правдоподобной обстановки города Калинова Суворову помогли впечатления детства и юности. В узких грязных улочках и огромных, но не менее грязных, площадях кинематографического Калинова отразились воспоминания о родном Саратове, где Суворов рос в семье портного, о мещанско-купеческой среде приволжской провинции. Эскизы и декорации Суворова определили эмоционально психологический настрой фильма. Конечно, роль режиссера (В.Петрова) была главнее, значительной была и заслуга оператора (В.Горданова), но ведь именно художник Суворов воплотил в зримые конкретные образы замысел режиссера. Глухие заборы, чахлая редкая растительность, серое небо в декорациях Суворова создают физически ощутимую давящую атмосферу провинциального города. У Суворова возникла идея построить в павильоне огромный, значительно больше средних реальных размеров дом Кабановых. Горница, пространство которой напоминает отчасти залу, а отчасти амбар, уставлена громадной, нечеловеческих размеров мебелью, чудовищными фикусами в горшках-кадушках. Катерина теряется в этом мрачном подавляющем мире кабаних и диких. Фильм «Гроза» считается началом зрелого творчества Суворова в кино, первой серьезной удачей его и его друзей В.Петрова и В.Горданова. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 12.10.2023 18:37 |
E-mail: pavelin@mail.ru