Скульптор и художник Андреа Орканья |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин. | |||
15.11.2023 10:08 | |||
Андреа Орканья (ок. 1308-1368)Андреа Орканья считался самым крупным флорентийским скульптором XIV века. Кроме того, он владел искусством и знаниями архитектора, мозаичиста, живописца и был поэтом. Такое сочетание талантов в одном лице — не редкость для эпохи Возрождения, но в то время, когда жил и работал Орканья, это не было распространенным явлением.
Из скульптурных произведений Орканьи наибольший интерес представляет мраморный тарбенакль (киот) во флорентийской церкви Орсанмикеле. Исполненный между 1352 и 1359 годами, тарбенакль украшен многочисленными рельефами, в которых сцены из жизни Марии перемежаются с аллегорическими фигурами добродетелей и статуями анге лов и святых. Центральное изображение Мадонны на троне окружено здесь пышным декоративным обрамлением, выполненным с ювелирной тонкостью. Мозаическая инкрустация, позолота, разноцветные мраморы, кажется, соперничают между собой в великолепии, — все, что знал и умел художник, вложено им в это творение. Цикл рельефов тарбенакля, посвященный жизни Марии, весьма своеобразен. Композицию каждой сцены мастер строит по готическим правилам «ящикообразного» пространства: очень высокий рельеф, почти круглые статуарные фигуры, заключены в своеобразное углубление, завершенное сверху подобием раздвинутой портьеры. Орканья любил изображать приземистые, подчеркнуто телесные фигуры. Ритму их движений отвечали тяжелые, крупные, рельефные складки одежд. Это было отличительной чертой манеры Орканьи, неподдавшегося общему поветрию. Для скульпторов его времени драпировки одеяний зачастую были лишь поводом к тончайшей линейной игре складок, за которыми совершенно не чувствовались формы тела. Такова была готическая традиция. Орканья же как бы возвращался к идеалам школы Джотто — зачинателя реализма в итальянской живописи, работавшего столетием раньше. Еще одной особенностью рельефов Орканьи были архитектурные фоны, данные в перспективном сокращении. Лучшей из композиций тарбенакля считают «Смерть Марии и ее вознесение на небо». Среди участников сцены художник поместил и свой автопортрет, как бы подчеркнув этим реальность происходящего. К доподлинным живописным произведениям Орканьи принадлежат алтарь в церкви Санта Мария Новелла (1354— 1357) и фрагмент фрески «Триумф смерти»* (ок. 1350 г.) в церкви Санта Кроче во Флоренции. Как архитектор Орканья участвовал в строительстве соборов во Флоренции и Орвието. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
|||
Обновлено 15.11.2023 14:25 |
E-mail: pavelin@mail.ru