Скульптор Вера Исаева |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин. | |||
04.07.2013 11:42 | |||
В. В. ИСАЕВА (1898-1960) Вера Васильевна Исаева известна как скульптор-монументалист, талантливый портретист и мастер станковых композиций. Исаева родилась в Кронштадте. Отец ее был врачом и крупнейшим русским ученым-микробиологом. Когда он умер, семья переехала в Петербург. Еще будучи ученицей гимназии, Исаева серьезно увлеклась искусством. Позднее она посещала Школу Общества поощрения художеств. В 1922 году ее без экзаменов приняли в Академию художеств. Здесь она впервые взялась за лепку и на следующий год пошла на скульптурный факультет. Защитив дипломную работу, Исаева дебютировала на выставке «X лет Советской власти» композицией из трех фигур — рабочего, крестьянина и красноармейца. Первое общественное признание Исаева получила в 1935 году, когда ее пригласил скульптор Н. В. Томский в бригаду, работавшую над памятниками в Ленинграде. Позднее в творческом содружестве с молодым скульптором Р. К. Тауритом Исаева образовала свою мастерскую на коллективных началах. Выполненные этой мастерской в 1938—1941 годах проекты памятников В. П. Чкалову для Оренбурга и 26 бакинским комиссарам для Красноводска получили первые премии на конкурсах. Однако воздвигнуть монументы не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Первые дни войны застали Исаеву в Москве. Однако вместо того, чтобы ехать в тыл, она вернулась в Ленинград. Вместе с ленинградцами Исаева пережила все тяготы блокады, работая над агитационными рельефами, создавая сильные и правдивые образы защитников города — этюды и портреты моряков, солдат, партизан («Партизанка», «Девушка-боец МПВО», «Моряк-балтиец» и другие). Эти(произведения пользовались заслуженным успехом на выставках и выдвинули Исаеву в первые ряды ленинградских скульпторов. Послевоенные годы были для Исаевой годами свершения больших творческих замыслов. Она создает исключительно выразительные скульптурные портреты выдающихся людей прошлого и современности, многочисленные станковые и монументально-декоративные работы. Особое место в творчестве Исаевой занимала работа над памятником А. М. Горькому для Ленинграда. Создавая проект памятника, Исаева выполнила несколько портретов писателя, которые по праву могут быть отнесены к числу лучших в пластике скульптурных изображений А. М. Горького. К 1960 году Исаева закончила двухметровую рабочую модель самого памятника. Тяжелая болезнь помешала ей исполнить фигуру в размере памятника. Эту задачу после смерти Исаевой, по воле автора, осуществил М. Р. Габе. Самое крупное произведение Исаевой — монументальная статуя Матери-Родины для мемориального ансамбля Пискаревского кладбища в Ленинграде, где находятся братские могилы ленинградцев. В создании ансамбля принимала участие целая группа мастеров — архитекторы Е. Левинсон и А. Васильев, скульпторы В. Исаева, Р. Таурит, М. Вейнман, Б. Каплян-ский, А. Малахин, М. Харламова, поэты О. Берггольц и М. Дудин. Скульптура "Мать-Родина" на Пискарёвском мемориале в Санкт-Петербурге. Статуя Матери-Родины — композиционный центр грандиозного мемориального ансамбля. В этом глубоко человечном образе нет никакой аффектации. Он величественно прекрасен своей простотой.
Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
E-mail: pavelin@mail.ru