Художник Александр Осмеркин, член «Бубнового валета». Картины, биография, особенности творчества

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 366 гостей онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Художник Александр Осмеркин, член «Бубнового валета». Картины, биография, особенности творчества
 
 
 

Художник Александр Осмеркин, член «Бубнового валета». Картины, биография, особенности творчества

Вассиан Ламврокакис Автор:
Вассиан Ламврокакис


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
06.10.2023 05:53

Александр Осмеркин /1892-1953/


Ленинград. Мойка

Биография Александра Осмеркина

Елисаветград Херсонской губернии — теплый город, где в 1892 году родился художник Александр Александрович Осмеркин, — не присутствует в его полотнах. Александр  Осмеркин - живописец он до глубины души московский, й все же южное детство для человека со столь выраженным колористическим даром не прошло зря. Глаз, воспитанный на остром контрасте цвета и тени, был готов к восприятию выразительной силы локаль­ного пятна и изощренно-тонкого оттенка. Учение Александр Осмеркин начинал в Киевском художественном училище. Самое ценное, что оттуда вынес — твердая уверенность, что учатся они не там, где надо, и не тому, чему следовало бы.

«Преподавание в Киеве вызывало сильное сопротивление. Это была здоровая и вполне сознательная реакция против приземистого полуремесленного академизма, гасившего страсть. Я стал в Училище „протестантом". Таким же „про­тестантом" был учившийся со мной мой друг Исаак Раби­нович. Пути к искусству мы прокладывали себе своеволь­ничая, ускользая от гнета школьной учебы и „озоруя". Озорство это было, впрочем, вполне невинного свойства: писали лицо чистым кадмием, явно восторгались Врубелем, часами рас­сматривали репродукции Ван Гога, Матисса и других „ди­ких"».

Решающим поворотом в судьбе молодого Осмеркина было его первое знакомство с работами художников «Бубнового валета». «Благодаря этой живописи как-то сразу и сильно сократилось расстояние, отделявшее меня от освоения цве­та... четко обозначилось начало... прочной связи с французской живописной культурой...»

— В Москву! — решил Осмеркин, бросил училище и ри­нулся туда. Здесь — новые художественные впечатле­ния и новые друзья. Однако творческие симпатия Осмер­кина сразу и безоговорочно были отданы «Бубновому вале­ту», верность живописных принципам этого объединения ху­дожник будет сохранять всю жизнь. Впрочем, Осмеркин был человек широкий: став учеником Ильи Машкова, выставляясь с членами «Бубнового валета», он находил общий язык и с бо­лее молодыми «левыми», я с будущим ядром «Маковца» — Василием Чекрыгивым и Львом Жегиным, чьи эстетические пристрастия лежали совсем в другой области.

И.И.Машков — педагог великолепный. а состав его сту­дии бывал часто неоднородным. Одни стремились сюда по­тому, что Машков с успехом, хотя и без радости, готовил желающих в Московское училище живописи, заявил я зод­чества: другие хотели учиться живописи, они составляли ядро :тудии, и в них — главный смысл преподавательской деятельности Машкова. Здесь шло интенсивное освоение живопис- аоя культуры и на практических занятиях в самой мастер­ской Машкова з Большом Харитоньевском переулке, я во вре­мя посещения учениками собраний Щукина и Морозова. Машков, впрочем, не ограничивал своих симпатий «новыми французами», как чаще всего именовали в те годы импрессио­нистов и постимпрессионистов; он давал своим студийцам представление и о венецианском колоризме. Здесь внимательно анализировалась живописная структура полотен старых мастеров.

Впрочем, Осмеркин скоро перестал быть учеником. Мэтры признали его своим, и уже в 1918 году Осмеркин получил от П.П.Кончаловского лестное предложение стать его ассистен­том в только что созданных Государственных свободных ху­дожественных мастерских. Так случилось, что с первого после­революционного года Осмеркин наряду с живописью зани­мается преподавательской работой; в 1920—40-е годы он пре­подает в Москве и в Ленинграде. В числе учеников Осмеркина Г.О.Рублев, В.В.Левик, М.П.Кончаловский, позднее — А.Ю.Никич, Е.А.Асламазян, М.А.Бирштейн. Живописцев, учившихся у Осмеркина, очень разных по творческому облику, объединяет приверженность к высокой колористической традиции и трогательная верность своему учителю. Они были рядом и в трудные для художника годы. Во время развер­нувшейся в конце 1940-х годов кампании по борьбе с форма­лизмом Осмеркина поставило под удар последовательное раз­витие принципов живописной культуры, которая объявлялась ненужным и даже вредным довеском к тематической картине. Осмеркина, признанного художником «ярко выраженного формалистического направления» и «пособником космополи­тов» , пытались поставить вне художественной жизни.

В 1947—48 годах он был отстранен от педагогической ра­боты в Москве и Ленинграде, а вскоре и лишен права выстав­лять своя работы. Это усугубило болезнь и ускорило смерть художника. Однако и тяжко больной, он продолжал рабо­тать, а «умер с кистью в руке, как и хотел», по свидетельству друга Осмеркина художника А.М.Нюренберга.

В пору работы Осмеркина во Вхутемасе он преподавал дис­циплину, называвшуюся «Выявление цветом формы в прост­ранстве». Эта формула точно определяет глазное за травле­ние поисков самого живописна. Безошибочное чувство цвета, данное природой, культивировалось художником, изучение формы в пространстве шло одновременно. Особенно наглядно это видно з натюрмортах Осмеркина. каждый из которых я был задачей на построение цветовой конструкции я созда­ние необходимой художнику пространственной среды. Одна­ко художник слишком пенил выразительность натуры, будь то предмет, пейзажный мотив или обнаженная модель, чтобы его работы носили лабораторный характер.

 Принадлежавший к удивительному племени русских сезаннистов, Осмеркин менее всего «француз»: место и время выра­жены в его полотнах с удивительной чисто живописной точ­ностью. Он не рассказчик, не документалист, но в колористи­ческую структуру холстов свободно и естественно ложатся детали далекого уже быта. Красный трамвая дует по Твер­ской. еще замкнутой Триумфальной аркой. Москва. 1924 год.

Святогорсхий монастырь. Крутая лестница на Синичью го­ру, где могила Пушкина. Сейчас по лестнице почти безоста­новочно поднимаются туристы. В 1928 голу, когда Осмеркин приехал в Святые горы и Михайловсзсое. паломников было еще мало. Пейзажи, сделанные в тех краях. — дань худож­ника любимому поэту, его памяти. Он умел ценить я совре­менников. зыби рая истинное, большое.

 Последние работы Осмеркина, выполненные летом 1953 го­да в Плескове, освещены радостным спокойствием. В жизни могло быть и тягостно и горько. В жизни, а не в живописи.

Ел. Львова. Из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992 г.

 

Картины Александра Осмеркина

 

В этой галерее нет фотографий, которые могли бы быть показаны.

Портреты

 

 

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников