Ян Сиберехтс: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
17.06.2019 14:58 |
Ян Сиберехтс (1627—1700)
Во второй половине XVII века, когда большинства крупных мастеров, составивших цвет фламандской живописи, уже не было в живых, лишь творчество Д. Тенирса и Я. Сиберехтса еще сохраняет блеск былой славы антверпенской школы. Правда, в произведениях этих художников нет больше того могучего утверждения чувственного богатства природы, полноты человеческого бытия, которые так захватывали в полотнах, созданных корифеями. Начинался упадок художественной культуры Южных Нидерландов. Причины его следует искать в спаде общественно-политической жизни страны, утратившей свою независимость, управляемой чужеземными наместниками из рода испанских, а потом австрийских Габсбургов, переживающей колоссальный экономический застой. Однако даже в этот печальный период Яну Сиберехтсу удается создать свой оригинальный стиль, найти совершенно новые художественные решения, которые будут плодотворно разработаны лишь спустя два столетия. Сиберехтс родился в Антверпене в семье скульптора. Сведения о его жизни крайне немногочисленны. Известно, что в 1648—1649 годах он стал членом гильдии св. Луки, и это дало ему право свободно продавать свои произведения. По всей видимости, Сиберехтс оставался в родном городе до 1672 года, предприняв лишь путешествие в Италию, относящееся, возможно, к 1650 году. В середине 1670-х годов Сиберехтс оказывается в Англии. Там он остается до самой смерти. Работы Сиберехтса, в основном, относятся к пейзажу и крестьянскому жанру, при этом часто бывает трудно провести разделяющую их черту. Художник любил изображать крестьянские дворы, фермы, едущих на рынок, идущих с поля фламандских крестьянок. По выбору мотивов можно сказать, что в его картинах изображалась жизнь деятельная, но в трактовке сюжета преобладает настроение созерцательности. Эта двойственнюсть лежит в основе самого подхода художника к теме, ибо он стремится ввести зрителя в сферу повседневного камерного человеческого существования. Где-то Сиберехтс застает своих героев как бы врасплох, подглядев, как у реки крестьянская девушка моет ноги, или настигнутая истомой полдня, спит на бугре («Пейзаж со спящими крестьянками»). Подобно Рубенсу, Сиберехтс влюблен в красоту фламандки. Его крестьянки в белых маленьких чепчиках, в корсажах, обнажающих полную грудь, и широких юбках обладают крепким телосложением, свежим румянцем и внушают, может быть, большее ощущение своей подлинности, нежели героини картин его великого предшественника. Сиберехтс преимущественно пишет женщин. Они ведут себя на его картинах с редкой безыскусной грацией и простотой. Сиберехтсу удается приблизиться к пониманию народной жизни, хотя во многом он, безусловно, остается горожанином. Но именно поэтому он так остро начинает воспринимать природу и ту отраду, которую она дает горожанину, от нее оторванному. Сиберехтс ищет с природой личные контакты, более интимные, сердечные связи. Он первый прибегает к кадрировке местности, открывая скромное очарование небольших уголков природы, ее зарослей. Многие его герои, подобно ему самому, находятся в пути, в отдаленности от жилья, на полянах, у ручья, на косогоре. Если при изображении крестьянских дворов Сиберехтс дает большой формат, то пейзажи он пишет сравнительно небольших размеров, что должно соответствовать камерному характеру выбранного мотива. Он любит подчеркивать передний план крупными фигурами, закрывая второй план кустами и деревьями и оставляя «окно» — прорыв в глубину с далеким видом. Этот момент ввода зрителя в природу Сиберехтс осуществляет диагональным динамическим построением, фрагментарными срезами, а главное, правильным масштабом изображения, точно соотнося человеческие фигуры с окружением. Сиберехтс не использует традицию условного построения пространства тремя цветовыми планами, он выдерживает колорит в серебристом тоне. Это помогает ему вызвать у зрителей ощущение прохлады тенистых речных заводей. Сиберехтс изучает своеобразие леса, трепет листвы, ее узорность на светлом фоне неба, он легко рассеивает свет по серебристой глади вод, лужкам и полянкам. Несомненно, Сиберехтс изучал Рубенса, однако он создал новый, отличный от работ последнего, тип пейзажа, камерный по своему характеру, обращенный к интимным чувствам человека, связанного с природой нитями тонких лирических переживаний. Подобного рода приемы появятся вновь в европейской пейзажной живописи лишь в девятнадцатом столетии у мастеров барбизонской школы. Сохранилось более восьмидесяти картин Яна Сиберехтса, которые находятся в музеях Антверпена, Брюсселя, Москвы, Питера, Лондона, в частных коллекциях. Галерея картин Яна СиберехтсаПастушкаПастбище с двумя спящими пастушкамиБрод Фигуры с телегой и лошадьми переходят ручей Речной пейзаж Вид на Ноттингем с востока
Деревенский пейзаж Landscape With Rainbow Лесной пейзаж с крестьянами в карете
Вид на Париж ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru