Карл Верне: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
13.03.2018 15:14 |
Творчество Карла Верне (1758-1836)Карлу Верне удалось подвести итог своему творческому пути одной фразой, произнесенной им перед смертью: «Я похож на великого принца: сын короля, отец короля, но никогда не король». В этих словах много горькой правды: действительно, Карл никогда не мог сравниться талантом со своим отцом Жозефом Берне, знаменитым пейзажистом XVIII века, не удалось ему достичь и той популярности, которой обладал его сын Орас — «малый романтик» и неотразимый придворный Луи Филиппа.
Антуан-Шарль Орас, более известный под именем Карла Берне, родился в Бордо. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец подарил ему первый альбом для рисования. В 1769 году Жозеф Берне из своих ближайших друзей выбирает учителя будущему художнику, Никола-Бернара Леписье. В 1771 году отец покупает Карлу мольберт, палитру, кисти и краски — после двух лет занятий юноше наконец разрешено перейти от простого рисунка к настоящей живописи, а в 1779 году он уже удостоен второго приза на Римском конкурсе. Наполеон на охоте в Компьенском лесу Большой интерес у Карла вызывает творчество Шарля Лебрена, замечательного живописца XVII века, но его классицизированная, далекая от правдоподобия трактовка натуры в духе Пуссена не удовлетворяет молодого живописца, пытающегося выработать свой стиль. Влияние учителей в это время еще остается решающим, и огромное полотно «Триумф Луция Эмилия Павла» молодой живописец пишет по всем правилам академической школы. «Триумф» открывает ему путь в Академию, и Карл становится ее членом. В залах Салона 1789 года перед парижанами предстали полотна сына и отца Берне: Жозеф Верне уходил со сцены, передав свою роль Карлу, впервые появившемуся в экспозиции со своим «Триумфом». Блестящее начало карьеры Карла Верне завершилось вскоре последовавшей женитьбой на дочери Моро Младшего, блестящего рисовальщика, уже много лет носившего почетное звание «рисовальщика короля». Триумф Эмилия Паулюса Во время Империи Карл пробует свои силы на поприще исторической и батальной живописи; с 1806 года он становится художником военного ведомства. В Салоне 1809 года он с большим успехом выставляет полотно «Утро Аустерлица», за которое награждается орденом Почетного легиона. Как он сам впоследствии любил рассказывать, Наполен, вручая ему награду, произнес: «Месье Верне, как художник, вы подобны Баярду, этому легендарному рыцарю без страха и упрека. Вот как я вознаграждаю за заслуги». Наполеон и его начальник штаба маршал Бертье в битве при Маренго. Карл Верне, истинный летописец наполеоновских войн, с успехом продолжал запечатлевать на своих полотнах бомбардировки Мадрида, битвы при Риволи, Ваграме и Маренго. Его отличительной чертой была любовь к достоверности, благодаря которой его картины обладали необычайной документальной правдивостью. Характерным примером такого рода произведений является эрмитажное полотно «Наполеон на охоте в Компьенском лесу», написанное по заказу Наполеона в 1811 году. Эта редкая по своим огромным для Берне размерам картина изображает выезд Наполеона в сопровождении его жены Марии Луизы и многочисленной свиты на охоту за оленем в Компьенский лес, расположенный неподалеку от Парижа. Фигурки Наполеона и его свиты, экипажи с дамами и своры собак выписаны с некоторой сухостью и точностью, отличавшей художника. Зрителю легко рассмотреть массу любопытных деталей, характерных для батальных и жанровых сцен живописца, но в таком необычном для Верне масштабе все обилие фигур производит впечатление заводных кукол, расставленных на фоне театральных декораций. Только врожденное чувство композиции позволяет художнику сохранить цельность полотна и не дает рассыпаться бесчисленному множеству миниатюрных людских фигурок. Наполеон перед воротами Мадрида. Любимыми сюжетами для Карла Верне были картины с изображением лошадей: его любовь к ним, возникшая в раннем детстве, сохранилась на всю жизнь. В изображении лошадей, отличавшемся аристократической элегантностью, он не имел себе равных в свое время. И не случайно, что в его мастерской одно время занимался Теодор Жерико, который, как и его друг Орас, сын мэтра, часто в своих произведениях обращался к изображению любимого ими животного. Реставрация вернула Карлу положение живописного денди, чье ателье служило местом встречи либералов и любителей лошадей. Больше всего ему удавались небольшие картины с изображением лошадей и собак, сцены охоты и эпизоды скачек; он иллюстрировал моды и комические сцены времен Директории, которые сам распространял в литографиях. Его произведения отличались убедительностью документов, виды местности по точности соперничали с географическими картами, а наряды — с витринами этнографических выставок. Шарль Бодлер сказал о нем: «Удивительный человек этот Карл Берне. Его произведения — целый мир, малая «человеческая комедия». Последние годы Карл Верне жил оо своим сыном Орасом в Риме, где тот занимал пост главы Французской академии. Он почти полностью отошел от искусства, страдая под конец жизни психическим заболеванием, и скончался 78-летним стариком на руках у сына, только что вернувшегося из поездки в Россию. Н.СЕМЕНОВА ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru