Джорджо Моранди: картины, биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
13.09.2017 16:09 |
Творчество Джорджо Моранди (1890—1964)
Моранди родился и провел свою жизнь в Болонье. Его биографы указывают на внутреннюю связь между искусством художника и своеобразной красотой его родного города. В облике Болоньи — с ее торжественными и суровыми средневековыми башнями, солнечными площадями и тенистыми аркадами — есть то особое сочетание монументальности, ясности и интимной поэзии, которое было присуще и творчеству выдающегося итальянского мастера. Творческий путь Джорджо Моранди начался в 1910-х годах. В это время он создает пейзажи и натюрморты, в которых влияние сезанновской живописи сплавлено с влиянием кубизма и футуризма. Мир как бы заново строится на его полотнах, приобретая полуреальные, полуабстрактные формы, наполненные монументальной, вещественной силой и проникнутые динамизмом. Однако при всей буйной энергии, насыщающей эти ранние произведения, можно угадать утонченность, классичность души художника — проявляющиеся и в благородстве колорита, и в богатстве цветовых оттенков, и в общей уравновешенности композиции. С 1918 по 1920 год Моранди, наряду с Джорджо де Кирико и К. Kappa,— один из создателей «метафизической живописи». Предметы в его натюрмортах теперь сведены к четкой геометрической формуле, но при этом обладают подчеркнутой стереометричностью, плотностью и своеобразной телесностью. «Остранение» обычных вещей — бутылок или коробок — сочетается с использованием «странных» предметов — манекенов или объемных и плоских геометрических фигур, которые смещают пространственные представления зрителя и создают ощущение ирреальности изображения. Этой же цели служат колорит, основанный на декоративном сочетании локальных коричневых, желтых и черных тонов, а также главное средство выражения художника — отточенная, твердая и пластичная линия. Однако, при всей умозрительности созданного Моранди мира, в нем есть те гармония и ясность, которые отличали живопись болонского мастера от сюрреалистического искусства Кирико и мистицизма Карра и предвещали его обращение к более земным образам. Действительно, метафизический период оказался в творчестве Моранди кратковременным. Уже в 1920 году он находит индивидуальный живописный стиль, противостоявший как крайним авангардистским течениям XX века, так и фашистскому «новеченто» с его бездуховным и бесчеловечным помпезным натурализмом. На немногочисленных автопортретах 20-х годов Моранди изображал себя мечтателем, сосредоточенно изучающим натуру и одновременно погруженным в свой внутренний мир. Главным жанром его искусства по-прежнему остается натюрморт, но, показывая конкретные вещи, художник стремится передать и общее ощущение красоты, гармонии и величия природы, и разнообразную гамму чувств — от безмятежной и прозрачной ясности и чистоты до меланхолии, скрытой тревоги или глубокого драматизма. В отличие от необычных объектов метафизической живописи, «персонажи» Моранди теперь подчеркнуто обыденны; это обиходные, простые и старомодные вещи, обладающие особой интимностью и теплотой,— разнообразные бутылки и фляги, провинциальные вазы с цветами или фруктами, кувшины, коробки, жестянки, керосиновые лампы, чашки, витые фаянсовые компотницы или морские раковины. Они не являют зрителю свое твердое, геометрическое «инобытие», а живут реальной, но поэтически-одухотворенной и как бы приподнятой над обыденностью жизнью. Если метафизическая живопись представляла собой своеобразную «линейную магию», то зрелое творчество Моранди — магия цвета, вернее, тончайших цветовых оттенков (недаром художника часто называют «Шарденом XX века»). Предметы на его картинах мягко лепятся из многокрасочной и насыщенной светом живописной материи, то почти растворяясь в окружающем — бесконечном, при всей его конкретности — пространстве, то четко выступая из него. При этом Джорджо Моранди сохраняет современную обобщенность и энергию пластического языка. Каждое его произведение представляет собой неповторимую гармонию, построенную на контрастах и созвучиях формы и цвета; зеленые бутылки, синие и белые вазы, нежно-сиреневые стеклянные бокалы, бледно-розовые раковины, вишневые и розовые цвета как бы переговариваются друг с другом и с цветовыми планами фона. При всей неизменности своих сюжетов и стилевых принципов, живопись Моранди претерпевала на протяжении его творческого пути изменения, зависящие и от личных переживаний художника и от духовного климата эпохи. Так, в трагические для Италии 30-е годы он часто создавал сумрачные и почти фантасмагоричные композиции с вытянутыми, причудливыми по очертанию предметами, заполняющими всю поверхность картины. Начиная с 40-х годов он помещает, по большей части, в центре полотна простую и компактную группу предметов, а в колорите использует по преимуществу легкие и светлые краски — неуловимые градации белых, золотистых, розовых, охристых или более холодных тонов («Натюрморт», 1948). Наконец, в самый последний период искусство Моранди проникается новой пластической и цветовой энергией, обретает особую свободу и непосредственность выражения. Творчество Моранди отнюдь не исчерпывается своеобразным «путешествием по комнате». Отдавая предпочтение натюрморту, он писал и многочисленные пейзажи — в основном виды окрестностей Болоньи. В них кубистическая обобщенность формы сочеталась с фиксацией движения света и воздуха а чувство монументальной устойчивости мира — с ощущением непосредственной жизни природы. Моранди занимался не только живописью, но и графикой — главным образом офортом. С помощью простых перекрещивающихся штрихов художник достигал в своих гравированных натюрмортах и пейзажах удивительного богатства и мягкости тональных переходов — от бархатной черноты к жемчужно-серым и ослепительно-белым тонам. Таинственное мерцание света и тени, заменяющее звучание красок, создает в офортах Моранди ту поэтическую атмосферу, которая отличала все произведения итальянского мастера. Галерея картин Моранди ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru