Тарас Шевченко: картины, биография |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
30.05.2017 14:27 |
Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861)Крупнейший украинский поэт Тарас Шевченко надолго был забыт как художник. Несколько десятилетий его картины и рисунки не пользовались такой широкой известностью, как его поэтическое творчество. Между тем он оставил после себя более тысячи картин, набросков и рисунков, удачно соединив в себе мастера пейзажной и жанровой живописи, первоклассного гравера и рисовальщика. Тарас Григорьевич Шевченко родился в селе Моринцах Звенигородского уезда Киевской губернии. У соседнего дьякона двенадцатилетним мальчиком он впервые познакомился с красками. Через год он отправился к иконописцу в соседнее село Хлебновку. Местный богомаз согласился взять мальчика в ученики, лишь получив согласие управляющего имениями, — ведь уже несколько поколений семьи Шевченко были крепостными помещиков Энгельгардтов. Но учиться Тарасу не пришлось. Воля хозяина была следующей: зачислить в дворовые с припиской: «годен на комнатного живописца». Шевченко становится казачком при молодом пане, переезжает с ним с места на место. В свободные часы он пытается рисовать и особенно любит копировать нравившиеся ему портреты героев 1812 года. В 1831 году П. В. Энгельгардт переехал в Петербург. Переезд в столицу, город замечательных памятников архитетуры и искусства, открыл перед юношей новые горизонты. «В 1832 году мне исполнилось 18 лет, и так как надежды моего помещика на мою лакейскую расторопность не оправдались, — вспоминал в своей автобиографии Шевченко, — то он, вняв моей неотступной просьбе, законтрактовал меня на четыре года к разных живописных дел цеховому мастеру, некому Ширяеву». Ширяев, бывший ученик художественной школы А. В. Ступина в Арзамасе, не отказывался ни от каких работ: красил крыши и заборы, писал вывески, получая, правда, иногда и более ответственные подряды. Как и другие художники, Шевченко часто бывает в Летнем саду, где делает наброски с итальянских статуй XVII века. В этом живописном уголке Петербурга в 1835 году он знакомится с молодым художником И. М. Сошенко, который вводит его в круг столичной художественной интеллигенции. Одним из знаменательных событий для Тараса стало знакомство с А. Г. Венециановым. Венецианова, известного своим вниманием к его многочисленным ученикам, не оставила равнодушной участь крепостного художника-самоучки. Его судьбой он пытается заинтересовать поэта В. А. Жуковского, К. П. Брюллова и М. Ю. Вильегорского. Чтобы выкупить 23-летнего художника из крепостной зависимости и добыть потребованные за это Энгельгардтом 2500 рублей, В. А. Жуковский предлагает к розыгрышу в придворной лотерее свой портрет кисти знаменитого Карла Брюллова. Посещение классов Академии художеств — давнишней заветной мечты Шевченко — уже свободный Тарас начинает в апреле 1827 года. С «чердака грубого мужика-маляра» он попадает в «великолепную мастерскую величайшего живописца нашего века» Карла Брюллова. «С грязного чердака, я — ничтожный замарашка — на крыльях перелетел в волшебные залы Академии художеств», — вспоминал Шевченко. Брюллов, находившийся в те годы в расцвете своей творческой славы, имел громадное влияние на Шевченко-художника: он был очарован романтической увлекательностью и эффектностью его искусства, оживившего господствующий тогда академизм. Успехи брюлловского ученика были очевидны. В 1840 году Шевченко получил вторую серебряную медаль за картину «Нищий мальчик, дающий хлеб собаке» (1840, Музей Т. Г. Шевченко в Киеве), а в 1841 — третью медаль за картину «Цыганка». Среди учеников Брюллова Шевченко стоит особняком. Он отходит от модных итальянских сцен, выполненных в традициях условно-романтической академической системы. В его творчестве сильнее заметны реалистические тенденции, наиболее ярко проявившиеся в серии акварельных и масляных портретов 1841—1845 годов. Живопись Шевченко часто соприкасается с его поэзией. В 1842 году он пишет картину «Катерина» (стихотворение того же названия вошло в первую книгу его стихов «Кобзарь», изданную в 1840 году), созданную в традициях его учителя, но уже глубоко реалистичную по своему содержанию. В 1844 году Шевченко выпускает серию офортов «Живописная Украина», где пытается дать настоящие народные сцены, отразить быт и природу своей родины. Девятнадцатое столетие было временем расцвета литературной и научной иллюстрации. В ряду русских иллюстраторов 40-х годов XIX века видное место по праву занимает Шевченко-художник, автор иллюстраций к книгам «Сто русских литераторов», «История кн. Италийского графа Суворова- Рымникского» и др. 22 марта 1845 года Совет Академии присвоил Тарасу Шевченко звание свободного художника (почти все ученики Брюллова получали звание «неклассного» художника, то есть не были возведены в сословный чин). В это время Шевченко сближается с кружком польских революционеров, знакомится с петрашевцами. Он посещает собрания Кирилло-Мефодиевского братства. По доносу на членов братства он был арестован 5 апреля 1847 года и «за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений» отправлен рядовым в Оренбургский отдельный корпус. К этому приговору Николай I внес добавление собственной рукой «под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать». Запрещение заниматься любимым делом делало жизнь поэта невыносимой. «Если бы мне можно рисовать, сколько бы я Вам прислал новых и оригинальных рисунков! Но что делать?! А смотреть и не рисовать — это такая мука, которую поймет один только истинный художник». В 1848 году он неожиданно получает такую возможность. Как художник он включен в состав экипажа шхуны «Константин». Во время экспедиции вдоль берегов Аральского моря Шевченко сделал много рисунков и акварелей. Его пейзажи Аральского моря и киргизской степи интересны по своему художественному решению. Как всегда, художника в первую очередь привлекают люди, присутствием которых он пытается оживить унылые виды этих мест. В октябре 1850 года Шевченко переведен в Новопетровское укрепление, «незамкнутую тюрьму» на пустынном полуострове Мангышлак на берегу Каспийского моря. Вновь установленный строжайший надзор лишил его возможности рисовать. Он пытается заниматься скульптурой, но это также было вскоре запрещено. Моральные и физические страдания ухудшали его здоровье. «О, спасите меня, или еще один год и я погиб», — писал Шевченко в 1856 году, после девяти лет ссылки. Но взошедший на престол Александр II вычеркивает имя поэта из списка лиц, подлежащих амнистии. В 1857 году вице-президент Академии художеств Ф. П. Толстой лично обратился к царю с просьбой о помиловании опального поэта. Ко всеобщей радости его друзей, на этот раз отказа не последовало. Шевченко вновь возвращается в Петербург, где начинает заниматься офортом под руководством Ф. И. Иордана. «Из всех изящных искусств мне более всего нравится гравюра», — говорил Шевченко. Еще во время ссылки им был создан ряд подготовительных рисунков для офортов, объединенных общим названием «Притча о блудном сыне». В эту серию, полную грозного социального протеста, художник вводит ранее не затрагиваемые сюжеты из солдатского быта царской России. В середине XIX века гравюра теряет свое самостоятельное значение, превращаясь в вид репродукции. С этих позиций подходит к гравюре и Шевченко, расценивая ее как «наиболее демократический вид искусства», призванный «распространять в обществе вкус и любовь к прекрасному». «Сколько изящнейших произведений, доступных только богачам, коптилось бы в мрачных галереях без... чудотворного резца?» Поэт часто бывает в Эрмитаже, где изучает творения Рембрандта. Живопись и офорты великого голландца становятся его главной школой. За гравюры с картин Рембрандта, Мурильо и Брюллова Тарас Шевченко снискал славу «русского Рембрандта», и в 1860 году Совет Академии присвоил художнику звание академика «за искусство и познания в гравировальном искусстве». Но Шевченко выступает в офорте не только как иллюстратор. В этой технике он проявил себя как замечательный портретист. В автопортретах конца 1850-х годов, портретах скульптора П. К. Клодта, художников Ф. А. Бруни и Ф. П. Толстого немногими изобразительными средствами художник создает запоминающиеся образы выдающихся деятелей культуры того времени. Однако организм Шевченко сломлен десятилетней ссылкой. После длительной болезни, в расцвете творческих сил, сорокасемилетний художник скончался. Через два месяца после похорон в Петербурге его тело было перевезено, согласно его поэтическому завещанию, на Украину, где погребено в Каневе на горе, возвышающейся над Днепром. «В народном искусстве ни у кого не высказалось столько сознания, столько силы, сколько у него. Тогда как другие ловили прелесть, со спокойным духом писали мирный уголок, свадьбу, ярмарку и пр., — его дух волновался, страдал и выливался горькими слезами, которые потом обратились в беспокойное негодование, залитое желчью», — отозвался о смерти поэта следовавший его заветам художник JI. М. Жемчужников. Н.СЕМЕНОВА Галерея картин Шевченко
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru