Алексей Корзухин: картины, биография художника |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
19.04.2015 13:55 |
Алексей Иванович Корзухин (1835- 1894)
С автопортрета Корзухина 1850-х годов на зрителя смотрит совсем молодой человек, почти мальчик, с недетской серьезностью облика и какой-то одержимостью в глазах. Его фигура устремлена вперед с такой энергией порыва, что, кажется, ему тесно в картине — он стремится пробить холст, выйти из рамы. Очевидно, таким и был Алексей Иванович Корзухин — сын горнозаводского рабочего, собственным трудом добившийся поступления в Академию художеств (1858). В некоторых источниках он именуется крепостным, получившим вольную только после двухлетнего академического обучения. Очевидно, это не так — но и в реальной биографии Корзухина статус ученика Академии дался ему нелегко. Тем не менее он был в числе тех претендентов на золотую медаль и заграничное пенсионерство, которые в 1863 году демонстративно покинули Академию, отказавшись выполнять программу на заданный сюжет, представлявший им отвлеченным и умозрительным («Валгалла. Из скандинавской мифологии»)- Этот беспрецедентный в Академии случай вошел в литературу как "бунт четырнадцати". Впоследствии Корзухин вернется в академические стены (впрочем, как и многие «бунтари»), получит звание академика (1868), станет выставляться на академических выставках и даже выполнять заказы Министерства двора («Александр I на Новоисетском заводе в Екатеринбурге в 1824 году, 1877) — при этом он остается верным себе и своим демократическим идеалам. Но в начале 60-х годов Корзухин принадлежал тому поколению художников, которые завоевывали бытовому жанру «место под солнцем», которые, вдохновившись тезисом Н. Г. Чернышевского «прекрасное есть жизнь», желали сделать именно эту повседневную жизнь предметом искусства — искусства борющегося, обличительного, понятного народу и говорящего о народе. Корзухин отдал дань этому пафосу: его картины «Перед исповедью» (1877) и «В монастырской гостинице» (1882) антиклерикальной направленностью близки работам В. Г. Перова, хотя дальнейший путь художника оказался во многом иным. Вместе с остальными конкурентами, покинувшими Академию, Корзухин поселился в «коммуне» и вошел в петербургскую Артель художников (или Артель Крамского — по имени инициатора и идеолога «бунта четырнадцати»). Артель просуществовала недолго — среди художников, занятых выполнением ремесленных заказов «для пропитания», не было настоящей общности, и, оскорбленный конформистским поведением некоторых членов Артели, ее покинул сам организатор — И. Н. Крамской. На смену Артели в 1871 году пришло новое образование, более широкое по составу и задачам, — Товарищество передвижных художественных выставок. Среди членов-учредителей Товарищества были семь участников Артели, в том числе и Корзухин. И хотя впоследствии он не участвовал в выставках ТПХВ и имя его не звучало в среде передвижников, устремленность его искусства была все же сродни принципам Товарищества. В 70—80-е годы складывается основная линия в творчестве Корзухина, и она показывает, что «совсем передвижником» он действительно не стал. От передвижничества у Корзухина — привязанность к натуре, отсутствие академических штампов, внимание к повседневности, глуховатый колорит с преобладанием светотеневой моделировки. Пристрастие к бытовому жанру и в меньшей степени к портрету (художника М. И. Пескова, 1863; писательницы А. И. Ишимовой, 1875; художника Р. Г. Судковского, актрисы Г. Ф. Васильковой, путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая) тоже соответствует вкусам 60—80-х годов. Нередко круг тем Корзухина совпадает с темами его современников. Так, картина «Птичьи враги» (1887) ассоциируется с «Голубятником» В. Г. Перова, а «Поминки на кладбище» (1865) композиционно напоминает «Встречу иконы» К. А. Савицкого. Но в очень редких картинах Корзухина можно встретить тот обличительный пафос, что ставился во главу угла передвижниками «первого этапа». Корзухин лиричнее, мягче, примиреннее: он склонен к созерцанию более, чем к страстному призыву, и к жалости более, чем к гневу. То, что для позднего Перова было уходом в анекдот, в легковесную бытовую зарисовку («Охотники на привале», «Ботаник», «Голубятник» и т. п.), для Корзухина было нормой («Птичьи враги»). Корзухин — бытописатель, рассказчик и тогда, когда сюжет, кажется, требует обличительных акцентов («У краюшки хлеба», 1890), и тогда, когда в самой теме заложено сентиментально-умилительное к ней отношение («Девичник», 1889; «Бабушкин праздник», 1893). Даже в наиболее обличительной его картине — «В монастырской гостинице» (1882) — фактурная осязаемость и живописная красота натюрморта на столе играют двойственную роль — конкретизируя реальную среду, предметы эти своей самоценной прелестью отвлекают от критического осмысления этой среды. Не удивительно, что у Корзухина встречаются работы, посвященные разработке чисто колористических проблем («Портрет девочки в сиреневом платье», «Портрет мальчика в красном костюме») — поискам красоты, живописной выразительности художник отдавал больше, нежели это допускалось «символом веры» раннего передвижничества. Творческий путь Корзухина (60—90-е годы) совпадает по времени с годами становления и расцвета русского реализма. Будучи безусловным реалистом, сторонником «идейного» искусства, Корзухин тем не менее остался в стороне как от обличительства 60-х годов, так и от зрелого реализма 80-х. Но его скромное бытописательство тоже говорит о времени — пусть негромко и чуть иначе, однако не менее убедительно. Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru