Мастер натюрморта Иван Фомич Хруцкий: картины, биография. |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
06.03.2015 16:08 |
Имя Ивана Фомича Хруцкого не много говорит современному зрителю — он принадлежит к малоизвестным художникам середины 19 века, и его натюрморты, многократно репродуцированные и тиражированные, обычно не вызывают в памяти имени автора. Тем не менее характер его творчества показателен для эпохи и в какой-то мере отражает весь спектр тенденций развития искусства 30— 50-х годов.
Биографические данные о художнике скудны (лишь в последние годы уточнены его отчество и даты жизни). Был вольноприходящим учеником Академии художеств. В 1839 году получил звание академика. Имел известность: натюрморты по образцу голландских и фламандских обеспечили ему прочную популярность. Пожалуй, это все. Еще совсем недавно творчество художника рассматривалось в русле венециановской школы, и при всей приблизительности и условности такого сближения основания для него все же были. Хруцкий — эклектик, и тем интересен. Жанровый диапазон его искусства широк. Написанные им портреты мастеровиты и академичны («Портрет жены», 1835; «Портрет униатского епископа Иосифа Семашко», 1838; «Портрет Потираловской», 1842), а иногда обнаруживает формальное, композиционное влияние венециановского круга («Семейный портрет», 1854). Венециановское воздействие, впрочем, весьма внешнее; оно сводится лишь к жанровой типологии — среди работ Хруцкого можно обнаружить излюбленные учениками Венецианова интерьерные сцены («Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря», 1854; «Мастерская художника»), панорамные пейзажи («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847). Однако он испытывал воздействие и иных традиций — так, «Старуха, вяжущая чулок» (1838) кажется сколком с тропининских «мещанских жанров», «Портрет молодой женщины с корзиной» (1835) может быть принят за произведение одного из эпигонов К. П. Брюллова. Так что восприимчивость Хруцкого не была ограничена рамками определенной стилистики или художественного круга. Однако славу художнику принесли вовсе не эти разнообразные подражания. Для современников Хруцкий был в первую очередь автором натюрмортов, и в этом жанре круг вдохновлявших его импульсов был, во всяком случае, определенным и однозначным. Это — голландский и фламандский натюрморт XVII века, от Питера Класа до Франса Снейдерса. Нередко натюрморты Хруцкого представляют собой своего рода живописные парафразы на тему выбранного оригинала, выполненные методом, близким к копированию — вплоть до спиралевидно сползающей кожуры лимона, немедленно обнаруживающей голландский прототип, или же громоздящейся битой дичи, сразу вызывающей в памяти не менее точный «адрес» — Снейдерса, Жана-Батиста Удри или Яна Веникса-младшего. Но есть у Хруцкого и иные натюрморты, позволяющие говорить о самостоятельном преломлении той же художественной традиции. Через весь этот ряд натюрмортов проходят одни и те же предметы: громоздкий и нелепый по форме кувшин, облепленный натуралистическими рельефными собачками, выплывающие из романтического полумрака неправдоподобно роскошные, раскрытые бутоны 12 цветов, лоснящиеся фрукты, больше похожие на муляжи — тыквы, груши, виноград, клубника («Цветы и плоды», «Цветы и фрукты», «Цветы, фрукты, битая дичь»). Вещам тесно, они заполняют все пространство холста, заслоняя и «задавливая» друг друга. В их расположении нет соподчинения или иерархии, но есть продуманность светотеневой композиции, уверенное, выдающее руку мастера (правда, иногда механистическое) распределение бликов и цветовых пятен. Именно поэтому рядом с «плодово- ягодным» и цветочным изобилием может вдруг оказаться неизвестно откуда взявшийся перламутровый театральный бинокль — он нужен для показа еще одной фактуры, преломляющей свет. Предметы не сопряжены никакими ассоциативными связями, за их постановкой не ощущается человек, которому они принадлежат и который пользуется ими и любит их. Голландский натюрморт был натюрмортом «о людях» более, чем «о вещах» — просто эти люди умели дорожить вещами. То же можно сказать о натюрморте венециановцев — там вещи значимы лишь своей человеческой обжитостью, неотделимостью от владельцев. В этом отношении подход Хруцкого венециановцам противоположен: здесь господствует чисто декоративный принцип постановки, и салонная, равно мастерская и обезличивающая кисть живописца равнодушна к своему объекту. Вещи лишены не только бытового контекста, но зачастую и пластической фактурной определенности — от этих натюрмортов идет прямой путь к тиражированному салону второй половины 19 века. Быть может, не случайно некоторые натюрморты Хруцкого охотно воспроизводятся и теперь — они стали фактом современной массовой культуры. С позднего автопортрета Хруцкого (1884) на нас смотрит человек, менее всего похожий на художника — скорее, это произведение вызывает в памяти образцы купеческих портретов 19 века. Но сквозь благообразие и «чинность» облика пробивается и иное — спокойная уверенность, далекая от самодовольства, строгость, полнота самоосуществления. В известной мере этот итоговый автопортрет вносит необходимый корректив в оценку творчества художника. Не так уж мало — прожив долгую творческую жизнь, высказаться в ней до конца, даже не будучи мастером крупным, отразить какие-то черты своего времени (пусть те, что в перспективе времени приобрели негативный оттенок) и остаться в истории искусства величиной не столь значительной, сколь характерной. Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru