Питер де Хох (Pieter de Hooch, 1629 — 1685)
Одним из величайших завоеваний голландского искусства XVII века было обращение к реальной действительности. Если еще в XVI веке в нидерландском искусстве господствовала библейско-мифологическая тематика, то под воздействием нидерландской революции искусство изменилось коренным образом. Сложились две национальные школы живописи: голландская и фламандская. Художники стали специализироваться в области отдельных жанров: бытового, пейзажа, натюрморта. Во всем искусстве XVII века проявилось новое отношение к миру, к его реальным событиям. Питера де Хоха, одного из лучших жанристов XVII века, можно назвать бытописателем зажиточного бюргерства. Но его картины не только описывают жизнь бюргерских слоев голландского общества. Художник улавливает самую суть безыскусного существования этих людей, уютного и притягательного в своей размеренности. И внутренний мир и темперамент художника по своей спокойной упорядоченности и мудрой созерцательности сродни замедленному темпу частной жизни бюргерства.
Де Хох прожил сравнительно долгую жизнь и был свидетелем становления и развития голландского искусства. Его собственное творчество охватывает период расцвета бытового жанра. Учился де Хох у Класа Берхема в Гарлеме. В молодости он много путешествовал, так как был поверенным торговца сукном. Художественные впечатления, полученные молодым живописцем, были разнообразны, но более всего его привлекала проблема света и освещения, разработанная Рембрандтом и мастерами его круга. Изображению света де Хох посвятил всю свою жизнь и добился в этом огромного мастерства. В 1654 году де Хох обосновался в Дельфте и вступил в гильдию живописцев. Здесь он сблизился с Эммануэлем де Витте и Яном Вермеером, пейзажистами дельфтской школы. Интерес к перспективным построениям и четкому выявлению пространства в картине — все эти характерные для дельфтской школы черты можно найти и в творчестве де Хоха. Свои интерьеры и пейзажи с двориками и балюстрадами он также обогащает игрой света и тени, пленэрными эффектами, смягчающими жесткий геометризм пространственных построений, способствующими созданию поэтического образа. Когда де Хох пишет человека, его не интересуют характер, индивидуальность персонажа, его чувства и переживания. Художнику прежде всего важно место этого человека в пространстве интерьера или архитектурного окружения. При этом сама фигура воспринимается нами как центр, вокруг которого формируется вся композиция.
Питер де Хох никогда не вырывает человека из естественной для него среды. Напротив, он хочет найти в ней гармонию и совершенство. В творчестве де Хоха чаще всего встречаются пейзажи с изображением двориков голландских домов (картины в Лондоне, Нью-Йорке, Ленинграде).
Они немноголюдны — обычно изображены две-три человеческих фигуры. Это не галантные сцены Терборха и не разнузданные пирушки другого современника де Хоха — Яна Стена, а эпизоды простого домашнего быта. Кажется, будто место действия в этих картинах остается неизменным. Похожи не только интерьеры и дворы, но и населяющие их люди: служанки, хозяйки, дети. Впечатление монотонности их жизни усиливается строгим ритмом вертикалей и горизонталей архитектуры. Дух голландского бюргерства как бы витает в двориках де Хоха. Неизменный порядок и незыблемость этой тихой жизни становятся законом для всей вселенной: ничто не вторгается в этот мир и вне его ничего не существует.
Со временем интересы де Хоха несколько меняются. С переездом в Амстердам в 1667 году мастер погружается в иную художественную атмосферу. На смену провинциальной тишине приходят изысканность и утонченность аристократической столичной жизни. Все это находит прямое отражение в творчестве де Хоха, теперь в его картинах дворики Дельфта сменяются интерьерами амстердамских особняков. Выразительный язык художника тоже претерпевает определенную эволюцию. Все свои интересы де Хох сосредоточивает на передаче света и освещения. Живописец воспринимает свет как высшую реальность и как средство выражения своих мыслей и чувств. Его по прежнему занимает изображение темных интерьеров, контрастирующих с высветленными фигурами и пронизанными светом дверьми и окнами. Но де Хох уже уходит от мистического понимания света. Он как бы начинает осязать его материальность, изображая игру солнечных лучей на поверхностях предметов, одежд, архитектурных деталей.
Художник сосредоточивает внимание на конкретном, но утрачивает целостность восприятия картины мира. Интерес к живописным экспериментам уже не может восполнить той нежной поэтичности, которой отличались более ранние картины Питера де Хоха, изображавшие жизнь голландского бюргерства.
Последние материалы в этом разделе:
-
{multithumb}
Автопортрет Леонардо да Винчи. После 1515.
Творчество Леонардо да Винчи.
Биография Лео... 2024-09-01
-
Пейзажи Аркадия Рылова
Устье реки Орлинки. 1928
Обновленный материал
Аркадий Александрович Рыло... 2024-07-29
-
Смерть Пьеро
Обновленный материал
Английский художник Обри Бердслей
Обри Винсент Бердслей, (Бе... 2024-04-30
-
Художник Борисов-Мусатов
"Весна" 1901
Обновленный материал
Факты биографии Борисова-Мусатова
Ви... 2024-04-22
-
Жанр портрета в творчестве художника. Коллекция картин Сомова
Дама в голубом
Обновленный ... 2024-04-08
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |