Анри Матисс: картины, биография художника, представителя фовизма |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
29.12.2014 15:41 |
Анри Матисс (1869-1954)Анри Матисс является одним из крупнейших представителей французской живописи XX века. Гуманистические идеалы, столь непопулярные в современном обществе, никогда не теряли для него своей ценности. Именно их пытался он утверждать, создавая свои солнечные полотна. «Я хочу,— писал он,— чтобы усталый надорванный, изнуренный человек перед моей живописью вкусил покой и отдых». На своем творческом пути Матисс испытал множество различных влияний. Его имя не раз ставили во главе новейших направлений в искусстве. Но рамки отдельных школ и группировок всегда оказывались слишком тесными для Матисса. В его живописи жила особая будоражащая энергия, он пытался возродить традиции великих эпох в монументально-декоративных росписях, его поиски были обращены к человеку. Матисс родился на севере Франции в городе Лe-Като в семье хлеботорговца. После окончания лицея он год провел на юридическом факультете. Потом, уже работая клерком, начал посещать художественную школу, «а в 1892 году поступил в Парижскую Академию. Первым учителем его был слащавый модный живописец Бугре, затем он перешел в мастерскую Гюстава Моро, где занимался в течение четырех лет. В те годы Матисс преклонялся перед старыми мастерами, после занятий копировал в Лувре картины классиков живописи и сам писал в «музейных тонах». Но скоро наступило разочарование в академическом искусстве. Примерно на десятилетие им полностью завладевает импрессионизм. Тогда-то и начались поиски чистого спектрального цвета, декоративных эффектов, звучности гаммы. Матисс сближается с главой неоимпрессионистов Полем Синьяком, работает в пуантиллистической технике. Его вещи начинают пользоваться успехом. В 1907 году он даже открывает собственную школу, но через три года его стали раздражать пишущие «под Матисса» ученики. Следующий этап в творчестве художника связан с фовизмом. Фовисты («дикие») оперировали сдвинутыми формами, произвольными пропорциями, резкими красочными сочетаниями, утверждая «свободное», не подчиненное натуре творчество. Матисса все это перестало удовлетворять довольно скоро. Вот только тяга «диких» к огромным полотнам, плоскостям стен, заполненным мощным декоративным ритмом, была взята им на вооружение. В 1911 году Матисс побывал в России. Огромное впечатление произвело на него древнерусское искусство. «Русские и не подозревают, какими сокровищами они владеют... художники должны ездить учиться в Россию: Италия в этой области дает меньше», — говорил он. Поиски, впечатления, идеи формировали собственный стиль Матисса, проникнутый глубочайшим чувством жизни, питаемый постоянным восторгом перед прекрасной и вечной (природой. О произведениях Матисса ваш зритель может судить по коллекциям московского Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и ленинградского Эрмитажа. Это, прежде всего, «Семейный портрет» (1908), «Испанка с бубном» (1909), «Красные рыбки» (1911), два живописных панно — «Танец» и «Музыка», ряд вещей, написанных во время поездки в Марокко в 1911—1912 годах («Марокканское кафе», «Зора на террасе», «Вход в Казба в Танжере», «Танжер из окна»). Сам художник называл эти картины «наиболее характерными из всех, которые находятся в музеях». В 1917 году Матисс переезжает в Ниццу, где обосновывается навсегда. В 20-х годах к нему приходит мировая известность. Он пишет в это время преимущественно гедонистические картины, воспевающие радости жизни (цикл «Одалиски»). В 1933 году Матисс приехал в Америку. Здесь для института Варнеса в Филадельфии он исполнил фреску «Танец», на примере которой можно судить о его стремлении к дальнейшему упрощению и синтезу форм. Матисс был блестящим мастером рисунка, меткость, композиционная острота, декоративная игра линий и пятен придают его графическим работам особую прелесть. Он занимался и скульптурой, а в последние годы жизни увлекся цветной аппликацией. Художник прожил долгую жизнь. На его глазах менялся мир, полный борьбы, катастроф, революций. И в этом мире он выбрал сторону баррикады. Матисс принимал участие во многих прогрессивных начинаниях. В годы оккупации фашистами Франции он был связан с движением Сопротивления. После войны стал членом Всемирного Совета мира. Человек и человечность — вот те идеалы, которым художник сохранял верность до конца своих дней. Картины Матисса ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru