Михаил Боткин: картины, биография художника. |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
05.08.2014 17:05 |
Михаил Петрович Боткин (1839 -1914)Старинный московский купеческий род Боткиных в начале XIX века значительно приумножил свое состояние благодаря предприимчивости главы рода П. К. Боткина, преуспевшего в чайной торговле и основавшего фирму «Петра Боткина сыновья». Следующее поколение семьи, однако, способствовало уже не только развитию российской экономики, но также науки и культуры. Из девятерых сыновей П. К. Боткина по крайней мере четверо оставили заметный след в русской истории XIX века. Старший сын Василий Петрович, известный литератор, друг В.Г.Белинского и Т.Н.Грановского, автор очень популярных в середине века «Писем из Испании» публиковал статьи о литературе и искусстве на страницах «Отечественных записок» и «Современника». После своей смерти он завещал капитал в 70 тысяч рублей на поощрение наук и искусств, из них 10 тысяч — Московскому университету. Сергей Петрович, знаменитый медик, был одним из основателей в России клиники внутренних болезней. Дмитрий Петрович, председатель Московского общества любителей художеств, собрал крупную коллекцию западной живописи разных эпох, в которой был представлен, в частности, французский пейзаж середины XIX века. В конце 1860-х годов он открыл для посетителей частную картинную галерею в своем доме на Покровке.
Михаил Петрович Боткин соединил в своем лице семейную приверженность искусствам, страсть к коллекционированию, художественное дарование, энергию и темперамент общественного деятеля и деловые способности. В Москве он получил превосходное домашнее и гимназическое образование, которое завершил под руководством Т.Н.Грановского, а затем переехал в Петербург. Здесь уже юношей он поступил в Академию художеств, где проучился около двух лет (1856—1858). Учителями Боткина были профессора исторической живописи Ф.А.Бруни и Ф.С.Завьялов. Не закончив академического курса, Боткин уехал за границу и пробыл там до 1863 года, посетив Германию, Францию, Испанию и обосновавшись в Италии. Своим художественным творчеством Боткин не открыл новых путей в русском искусстве. Он был известен как живописец исторических композиций на библейские сюжеты и мастер так называемого «итальянского жанра», удачно соединявшего в себе черты строгой идеальности с грациозностью и изяществом. Такая «благонамеренность» в выборе жанра сразу выделила молодого художника. Творчество Боткина получило официальное благословение Академии, и в 1863 году он был удостоен звания академика за картины «Плач иудеев на реках Вавилонских» и «Вакханка с тамбурином». (Не лишне вспомнить, что именно 1863 год ознаменовался такими потрясениями в искусстве, как «бунт тринадцати» в Петербурге и Салон отверженных в Париже.) Наряду с исполнением произведений в привилегированных жанрах Боткин был автором скромных камерных портретов (в основном близких и друзей художника) и многочисленных «головок» («Монахиня», Горьковский художественный музей). Кроме того, он занимался офортом, переводя в гравюры свои живописные композиции. Произведения Боткина с их суховатым рисунком, приглушенным «музейным» колоритом и вялой фактурой имели строгий нормативный характер. Подобная живопись импонировала Академии, так как зримо воплощала идею вневременного искусства, независимого от сиюминутных интересов и «злобы дня». Официальная критика видела в Боткине «тип уравновешенного и спокойного и притом глубоко культурного художника». Банальные по замыслу и исполнению композиции, как, например, «Женщины, смотрящие издали на Голгофу» (1867, Омский музей изобразительных искусств) или «Скорбящая Богоматерь» (1870, Ленинград, Музей истории религии и атеизма), превозносились как «незабываемые в своей строгой простоте и величии образы». В действительности же * усредненные», составленные из цитат и изобразительных аналогий картины Боткина служили наглядной иллюстрацией искусственно насаждаемого историко-художе- ственного мифа о непрерывной академической традиции. Присущее творчеству Боткина качество бесстрастной образцовости, эталона делало художника своего рода патриархом русского искусства, «живым историческим лицом в Академии». В своей разносторонней общественной деятельности М.П.Боткин придерживался куда более широких взглядов, чем в своем изобразительном творчестве. Избранный в 1879 году членом Совета Академии художеств, Боткин участвовал — и очень плодотворно — в деятельности Общества поощрения художеств, в работе специальных комиссий (в частности, по реставрации Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля), в комплектовании и обработке коллекции императорского Эрмитажа. В 1882 году М.П.Боткин был распорядителем художественного отдела на Всероссийской промышленной выставке в Москве и издал на свои средства его каталог. Благодаря личной энергии Боткина художественный отдел превратился в центр всей выставки, а русское изобразительное искусство предстало во всем разнообразии его направлений. В 1888 году Боткин участвовал в устройстве русского раздела на Международной промышленной выставке в Копенгагене. М.П.Боткин подготовил и опубликовал в 1880 году уникальное издание «Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка», сохраняющее до сих пор ценность первостепенного научного источника. У М.П.Боткина, друга и почитателя А.А.Иванова, находилось и большинство этюдов и эскизов Иванова, унаследованных после смерти художника и перешедших позднее в коллекцию Румянцевского музея. Увлечение археологией (М.П.Боткин был членом Германского археологического института в Риме и Русского археологического общества) наложило отпечаток на его собирательские интересы. Коллекция М.П.Боткина, размещенная в его доме на Васильевском острове, в отличие от многих других русских коллекций, была по преимуществу собранием «древностей». Она включала прекрасные образцы прикладного искусства: античную керамику, византийские эмали, ткани, фаянс, бронзу и резное дерево эпохи Возрождения, древнерусские ювелирные изделия. Каталог собрания М.П.Боткина был издан им в 1911 году. Качество предметов и полнота подбора позволили Александру Бенуа охарактеризовать музей Боткина в Петербурге как «одно из самых богатых частных собраний не только России, но и Европы». Художественную, общественную и собирательскую активность М.П.Боткин совмещал с успешной торгово-промышленной деятельностью. Он был одним из директоров русского общества пароходства и торговли, председателем правления I Российского страхового общества, членом совета Санкт- Петербургского коммерческого банка. Иными словами, М.П.Боткин представляется очень характерной фигурой русской истории рубежа XIX—XX веков. Е.ГОРДОН Картины Боткина
Беседа Христа с учениками. 1867 Вечерня в церкви Св. Франциска в Ассизи. 1871 Жены, издали смотрящие на Голгофу. 1867. Скорбящая Богоматерь Старовер. 1877. Автопортрет Монахиня Антиквар Пейзаж Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru