Сальвадор Дали: картины, биография

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 388 гостей онлайн
 
 
 

Сальвадор Дали: картины, биография

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
04.05.2014 13:51

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, недалеко от Барселоны.

«В шесть лет я хотел быть поваром. В семь я хотел быть Наполеоном. И с тех пор мои амбиции неуклонно росли»,— писал Дали в своих воспоминаниях. Его многочисленные таланты стали проявляться в раннем детстве, и родители отдали его в школу изящных искусств. По признанию самого художника, многие темы его творчества восходят к впечатлениям детства. Помимо художественных талантов, Дали обладал и еще одним, не менее важным — талантом саморекламы, который подстегивался действительно имевшей место манией величия. Но все же не это сделало его одним из самых популярных и одним из самых выдающихся художников XX века.

Дали обладает редкой способностью делать доступным для восприятия других плоды своего необузданного воображения. Пройдя период увлечения импрессионизмом и кубизмом, он начал работать в сюрреалистической манере. Он хочет запечатлеть работу подсознания. Но недолго продолжалось сотрудничество Дали с кружком сюрреалистов Андре Бретона— в 1934 году его исключают из группы под предпогом излишне академического характера живописи. Переехав в Париж, он знакомится и начинает общаться с литераторами — Луи Арагоном, Кревелем и четой Элюар. Вскоре Дали безумно влюбляется в супругу Поля Элюра, Елену Дьяконову, русскую по происхождению, которая старше его на десять лет. Вскоре Дьяконова, или Гала, как ее все называют, уходит к Дали. «Ее я люблю больше отца, больше матери, больше Пикассо и даже силь­нее, чем деньги»,— говорит он о Гале, и вообще он высказы­вается, особенно в присутствии журналистов, как можно более эффектно и парадоксально. С тех пор Гала становится на­столько неотъемлемой частью его жизни и творчества, что он часто подписывает свои полот­на двумя именами — Гала и Сальвадор Дали. Почти ка­ждый день он дарит Гале свои картины. Он рисует ее постоян­но. Там, где должно быть изоб­ражение женщины на его по­лотнах,— это Гала, его мадон­на. Да и саму мадонну он, кста­ти, изображает с лицом своей жены. Этот ««период Гапы» про­должается до самой ее смерти в 1982 году, и Дали с тех пор не расстается с ее фотографией, на которой Гала изображена еще девочкой.

К середине 40-х годов Дали обращается к новой для себя теме— религии. И в течение последующих двадцати лет его занимают в основном пробле­мы христианства. После ма­леньких по размеру картинок периода раннего сюрреализма, на которых часто были изобра­жены довольно пустынные пей­зажи, Дали останавливается теперь на огромных полотнах со множеством деталей, как. например, его ««Вселенский со­бор». Не менее известные его работы на эту тему ««Христос св. Иоанна на кресте» (1951, Г лазго, Художественный му­зей), ««Тайная вечеря» (1955, Вашингтон, Национальная гале­рея), ««Распятие» (1954, Нью- Йорк, Художественный музей Метрополитен).

С начала 60-х годов гравюра особенно привлекает Сальва­дора Дали. В 30-х годах он уже обращался к этому виду искус­ства — проиллюстрировал кни­гу ««Песни Мальдорора» Лотреамона, а теперь на его гра­вюрах герои античной мифоло­гии и Библии, мотивы из поэзии Аполлинера, Сервантеса и Ронсара, иллюстрации к «Фаусту» Гете. Но сколь бы ни были важ­ны другие достижения Дали, ««Песни Мальдорора» остаются, по мнению специалистов, его главным и даже уникальным графическим творением. Графика Дали очень интересна и многогранна. Вот хотя бы лист «Пьета». Всего лишь несколько прикос­новений, несколько линий, но как он смог точно выразить скорбь матери по сыну. Вероят­но, в этом проявляется настоя­щий художник— к выдающим­ся способностям и знанию ана­томии, техническому умению, колоссальной работоспособно­сти присоединяется что-то не­объяснимое, подсознательное, создающее художественный образ. Дали может философ­ствовать пером в руке или каплей туши, и у него нет разрыва между аналитическим видени­ем и чувственным. Он, несом­ненно, наследник великих ма­стеров Ренессанса — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Дюрера... Но не подражатель, его работы узнаваемы, в них фантазия, присущая только Сальвадору Дали.

Помимо грандиозного во­ображения, данного ему от при­роды, безусловно, и жизненные ситуации сказывались на ха­рактере его работ. Так, например, в конце сороковых годов он возвращается из Америки на родину, в Испанию. В его преж­них работах— ностальгия по католическому миру Испании. Она его многолетняя мечта, его миф, греза. Именно 50—70-е годы самые плодотворные для Дали. Именно в это Время он обращается к мифологии, к би­блейским сюжетам. Он впитал в себя мировую культуру, ибо много ездил, изучал жизнь, ее многообразие. Все новое вос­принимал с таким интересом, что оно становилось неотъем­лемой его частью. Интересно, что на своей жене Гале он же­нился официально 50 раз. В ка­ждой стране, куда он приез­жал, он вступал с ней в брак, восхищаясь красотой брачного обряда, его патриархально­стью, народностью. Это питало его фантазию.

Что же главное у Дали? Его живописное мировоз­зрение, где реальность— это все, вместе взятое. И наши обыденные дни, и наши сны, наше движение в этом времени и движение в иных временах. Мы существуем в сфере исто­рии, в сфере пространства. И все это цепь. Он понял это. Он почувствовал в себе это и запечатлел в своих полотнах. И еще. Дали своей персоной является мифом XX века. Это факт. Мифом, наполненным ре­альностью образов самого ху­дожника.

 

Восприятия в творчества Дали в СССР

«Готовьтесь-ка лучше к завт­рашнему уроку,— говорил од­ному из нас учитель черче­ния,— будем чертить гайку в разрезе...»

В то время, а это было в се­редине семидесятых, реализм гайки в разрезе был, конечно, сильнее, чем сюррреализм Сальвадора Дали. И не только на уроках черчения нам внуша­ли, что все эти «дадаисты», «сюрреалисты» и прочая чепу­ха к нашему искусству не име­ют отношения. Вот примерно как оценивали творчество Дали и его личность некоторые искусствоведы вполне серьез­ных изданий: «...безбожник и богохульник, ныне правовер­ный католик, мистик и бизнес­мен, живописная форма Дали на редкость безжизненна, ли­шена какой-либо индивидуаль­ности, она носит явно спекуля­тивный характер, рассчитана на обман глаза...»

Несмотря на такой мощный прессинг против Сальвадора Дали, его работы заворажива­ли нас, заставляли думать, смотреть гораздо шире на про­исходящее и внутри, и вокруг. Во всяком случае, не было ни безразличия, ни отвращения, как минимум... А происходило следующее: Дали не уклады­вался в жесткие рамки наших представлений о живописи, и мы его просто отрицали, гру­бо отстраняли, уже и признан­ного всем миром и, может быть, не нуждавшегося в нашем при­знании. Скорее мы нуждались в нем, в его живописи, ибо без нее уже нельзя представить со­кровищницу мировой культуры, и без этого мы становились ду­ховно беднее... Боттичелли лю­бим всеми. Сейчас. Но как трудно он пробивался к созна­нию через годы непонимания. Его фигуры казались слишком удлиненными, нарушающими j законы соотношений. И лишь потом поняли, что его закон зо­лотого сечения, неправильный для других, был единственно верным только для него, вели­кого художника эпохи Возрож­дения. Так примерно и с Саль­вадором Дали, хотя он худож­ник своей гармонии... Много­мерность пространства и чело-век, распятый на этой многомерности,— вот каким представляется Сальвадор Дали, его живописное видение.

Особенность творчества

Страдания человека, прохо­дящего через все коллизии на­шего столетия, ломающие его, перемалывающие, жажда и боль утраченной цельности: его знаменитая картина «Пред­чувствие гражданской войны» (1936 г., Филадельфия, Худо­жественный музей) была напи­сана сравнительно молодым, только созревающим Сальвадором Дали. И несмотря на не которую холодность, рассудоч­ность, не случайно она появи­лась почти одновременно с «Герникой» Пабло Пикассо, ставшей уже канонической paботой другого классика нового искусства XX века. Эта парал­лель может показаться спорной, однако нельзя не увидеть главного— в этих двух карти­нах почти то же самое, почти о том же — о наступающем jразломе мира, человека, о на­ступающем фашизме. Однако I у каждого своя манера, свой способ выражения. У Сальва­дора Дали — это реалистиче­ская точность, в основе кото­рой лежит рисунок и фантасти­ческое иносказание той же ре­альности.

Сальвадор Дали как бы ви­дит мир насквозь. Его взгляд захватывает и мельчайшую подробность, и эту подроб­ность, увеличенную метафо­рой. Он сдвигает представле­ния, поселяет один мир в дру­гом. Предвидение насилия, раз­рушение и саморазрушение че­ловека и окружающего мира — разве все это трагически не подтвердилось впоследствии? Да, Сальвадор Дали смотрит вглубь до самой жестокой правды, но во имя спасения, во имя цельности...

Основные вехи творчества Дали

Сальвадор Дали (11.05.1904-23.1.1989) - испанский художник, скульптор и график, важнейший представитель сюрреализма. Стилистические эксперименты и эксцентричные поступки сделали его одной из самых популярных и спорных фигур среди художников XX столетия.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигуэрас (Каталония) в семье нотариус. Уже в раннем детстве он начал проявлять интерес к рисованию и живописи и брать частные уроки. В 16 лет он был зачислен в Художественную академию в Мадриде.

1920: В поисках собственного стиля. В начале двадцатых Дали был очарован работами футуристов, способных визуально передавать движение. В Мадриде он познакомился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и кинорежиссером Луисом Бунюэлем. В 1923 за нарушения дисциплины Дали был на год отчислен из академии. В этюдах того времени он обращался к работам в стиле кубизма Пабло Пикассо и Хуана Гриса, о чем свидетельствует, например, разложение на многочисленные грани фигур в картине "Молодые девушки" (1923).

1928: Обращение к сюрреализму. В 1926 Дали был изгнан из академии. Уже в картинах 1928 заметно влияние сюрреалистов (особенно Ива Танги) и метафизической живописи Джорджио де Хирико. В том же 1928 Дали уехал в Париж, вступил в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона, и создал свои первые самостоятельные сюрреалистические работы (например, "Кровь слаще меда", 1928; "Светлые радости", 1929). В начале 1929 состоялась премьера фильма "Андалузский пес", сценарий которого был написан Дали и Бунюэлем. В 1929 Дали влюбился в Галу, жену писателя Поля Элюара. Гала ушла от мужа и стала спутницей жизни и музой испанца. Известность Дали принесли такие картины, как "Расплывшееся время" (1930) и "Постоянство памяти" (1931). Неизменными мотивами его творчества являлись смерть и разрушение, а также мир сексуальных переживаний человека. В начале 30-х Дали вступил в конфликт с сюрреалистами по вопросам политики. Его монархические наклонности и восхищенные отзывы об Адольфе Гитлере восстановили Бретона против него. Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в контрреволюционной деятельности.

1937: Изобретение двойной картины. В работе "Покорение иррационального" (1935) Дали сформулировал свой параноидально-критический метод. Взбудораженный психоанализом Зигмунда Фрейда, он назвал целью своей живописи точное описание бессознательных картин сновидений. Примером могут служить, в частности, "Метаморфозы Нарцисса" и "Сон" (обе - 1937). В том же 1937 Дали приехал в Италию, где интересуется главным образом живописью Возрождения, маньеризмом и барокко. На основе картин-перевертышей художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо он создал так называемые "двойные картины", в которых зритель мог открыть для себя самые разнообразные мотивы. В "Испании" (1938) Дали расположил сражающихся всадников на заднем плане таким образом, что одновременно они представляли лицо женщины.

1940-1948: В США. В 1940 Дали уехал из Франции в Пеббл-Бич (Калифорния), где открыл новую мастерскую. Еще через три года Дали объявил о повороте в своем художественном творчестве: "Я намерен обратиться к классике". В 1948 он вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Порвав с авангардистами, он занялся разработкой религиозно-фантастической тематики. Такие его картины, как "Мадонна Порт-Льи-гата" (1949), которая даже получила благословение папы римского, и "Христос перед св. Иоанном-Крестителем" (1951), ярко иллюстрируют произошедшую перемену.

1951: Атомарное искусство. Накануне холодной войны Дали разработал теорию "атомарного искусства", опубликованную в 1951 в "Мистическом манифесте". В таких картинах, как "Взрывающаяся голова Рафаэля" (1951), он хотел донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после исчезновения материи. В 1959 Дали написал "Открытие Америки" - первую из серии картин на историческую тему.

1970: Жизнь как произведение искусства. В 1973 Дали и Гала открыли в Фигуэрасе "Музей Дали" (концепцию которого разработали сами) - культовое место художников. Спустя шесть лет искусство инсценировки Дали достигло апогея: на одном из собраний Французской Академии он произнес темпераментную речь, в которой объявил, что после смерти желает быть замороженным, чтобы воскреснуть в один прекрасный день, за что был причислен Академией к лику святых. В 1982 умерла его жена Гала, и Дали уединился в замке Пуболь. Ему было 84 года, когда он скончался в Фигуэрасе.

Картины Дали

 

Статья о творчестве Дали

Дали Сальвадор (1904-1989) - испано-американский живописец. Он говорил: "Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия".

Когда Сальвадору Дали было шесть лет, он случайно подслушал разговор взрослых о комете Галлея, которая должна была появиться, когда стемнеет. Все переживали, что, если она ненароком заденет хвостом Землю, может наступить конец света. Как писал сам Дали, его тогда парализовал страх. Он бросился вслед за всеми на верхнюю террасу, откуда было видно пролетающую комету, а этот страх еще жил в нем. И именно из-за этого страха он тогда ударил ногой по голове свою трехлетнюю сестричку, которая ползла по полу. Отец за этот жуткий проступок запер сына в кабинете и, хоть тот орал не своим голосом, так и не дал ему посмотреть на комету Галлея.

Именно дневники и написанная самим художником его "тайная жизнь" очень многое объясняют в его творчестве. Томик классика психоанализа Зигмунда Фрейда, который в студенческие годы всегда носил под мышкой перемазанный красками Сальвадор, стал для него своеобразным ключом к постижению своей сущности, своего второго, подсознательного "я", которое с такой беспощадностью открывается во всех его картинах и литературных записях. Сальвадора Дали абсолютно справедливо называют "невольником века". В его жизни, в его произведениях как в зеркале отразились самые кошмарные видения XX столетия - "Горящая жирафа" и "Лицо войны", "Атомная Леда" и "Осеннее каннибальство", отразилось то, что обычно концентрируется глубоко в подсознании и что было названо сюрреализмом. Дали утверждал: "Сюрреализм - это я!" И само время подтвердило его правоту. Сейчас мало кто вчитывается в сюрреалистические манифесты Бретона, а слава Дали - великого открывателя "коллективного подсознания" - растет год от года.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас. Отец его владел нотариальной конторой, но когда Сальвадору пришло время учиться, он отдал своего сына не в монастырскую школу, где обычно занимались дети зажиточных родителей, а в муниципальную, дававшую образование беднейшим. Сальвадор с самого детства вел обособленный образ жизни и любил, как сам признавался, "слабость, старость, роскошь" и всяческие игры с переодеваниями. В шестнадцать лет, когда Сальвадор уже учился в колледже в Фигерасе, ему взбрело в голову броситься вниз с крутой лестницы, которая вела из классных комнат во внутренний дворик. И увидев, какое впечатление произвел на всех его прыжок, как вое испугались и как потом его жалели, Сальвадор повторил это еще несколько раз.

Очень тяжело юный Сальвадор пережил утрату матери, которая, по его словам, любила его "великой и гордой любовью", и после ее смерти Сальвадор сам себе постановил, что "просто обязан... явить гениальность, пусть даже в пороке".

К тому времени Сальвадор уже брал уроки рисования у Хуава Нуньеса, одно время увлекался импрессионизмом, пуантилизмом, открыл для себя кубизм и живопись Хуана Гриса, Принимал участие в коллективной выставке каталонских художников, знал об итальянском футурализме. Мать умерла в 1921-м, а в 1922 году Сальвадор поступил в мадридскую Школу изящных искусств и поселился в студенческой резиденции, где познакомился с Л. Бунюэлем и Ф. Гарсиа Лоркой. Именно близкая дружба с гениальным испанским поэтом, длившаяся более шести лет, наложила отпечаток и на формирование характера, и на творчество Дали. Это были очень разные, если не полярные люди. Дали - эгоцентрист, Лорка - "дитя добра и света", но они очень глубоко понимали, чувствовали друг друга, были искренни, поддерживали один одного, что исключительно редко бывает, если встречаются два гения.

В своем творчестве Лорка стремился следовать традициям изначальной двойственности испанского искусства, в котором сосуществовали тайна и формула, традиционное, фольклорное и ученое искусство. Дали же выбрал линию чистого разума и с самого начала творческого пути вел битву с Великим Иррациональным. Он пытался превратить Тайну в загадку, а потом разгадать ее. И не зря на одном из своих рисунков написал: "Только тайной мы живы. Только тайной..." Некоторое влияние на Дали оказала и итальянская метафизическая живопись Джорджо де Кирико и Кала Карра.

Когда в 1922 году вместе с отцом и сестрой Сальвадор Дали приехал в Мадрид, он преклонялся перед талантом старых мастеров и был уверен, что в Академии Сан-Фернандо ему будет у кого поучиться. Однако всего через год он сказал, что не будет сдавать экзамены "тем, кто знает неизмеримо меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет". Он вернулся в Каталонию в надежде в скором времени завоевать признание не только в Испании, но и в Париже. В это время он уже великолепно владел и академической манерой, и техникой импрессионизма, умел, как кубисты, геометризировать образы. Слово "сюрреализм" каталонцы услышали после выставки итальянских футуристов от художника и владельца галереи Жозефа Далмау. Молодой Дали, который все еще преклонялся перед мастерами Возрождения, фламандцами, Веласкесом и Вермером, в поисках своего стиля все более склонялся к сюрреализму. Названиями многих картин Дали стали афоризмы, которые изрекала одна его знакомая сумасшедшая - старуха рыбачка Лидия.

Дали увлекался Фрейдом, носил кудри до плеч, бакенбарды и длинный плащ и шляпу с полями. Он не умел обращаться с деньгами и, как только они у него появлялись, всегда и везде платил за всех. Один из его друзей вспоминал: "Одержимый живописью и фанатично преданный искусству, Дали был изначально внутренне одинок и мучительно неловок в общении. Он был, что называется, не от мира сего".

Дали исключали из Школы изящных искусств, он попадал в тюрьму, служил в армии. Но это все было как бы внешней стороной его жизни. Главным оставалось творчество. Кроме натюрмортов, портретов, композиций "Мед слаще крови", "Дохлый осел" и других, декораций к драме Ф. Гарсиа Лорки "Мариана Пинеда", участия в съемках фильма "Андалузский пес", в 20-е годы Сальвадор Дали начал публиковать свои статьи об искусстве. Первые из них появились в барселонской "Гасета де лез Арте".

Уже будучи довольно известным художником, в 1929 году в Кадакесе Сальвадор Дали познакомился с французским поэтом Полем Элюаром и его женой Галой - Еленой Дмитриевной Дьяконовой, которую он, по его словам, полюбил "больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги". Она была и добрым ангелом, и злым гением великого художника. Она была больше, чем его Музой, и больше, чем его страстью. Вот как сам Сальвадор Дали писал о ней на страницах своей "Тайной жизни...": "Гала сидела на глянцевом крае скалы и ела черный виноград, становясь все прекраснее, все ослепительнее с каждой ягодой. И так день за днем. В напряженной тишине я физически ощущал, как она наливается сладостью, отбирая ее у ягод. Я дотрагивался до нее и понимал, что касаюсь не плоти, а небесной золотистой виноградной мякоти..."

В 1930 году Дали переехал в Париж, и они с Галой купили дом в Порт-Льигате. Он выступил в Барселоне с лекцией "Мораль сюрреализма", сделал иллюстрации к книге А. Бретона и П. Элюара "Непорочное зачатие" и ко Второму Манифесту сюрреализма. В конце года состоялась премьера фильма "Золотой век", который Дали сделал вместе с Бунюэлем. В фойе киноклуба был организован погром выставки сюрреалистов и фильм запретили. В 1931 году "Золотой век" показали в Лондоне, а в США прошла выставка "Новый сверхреализм", на которой Дали показал восемь своих картин и два рисунка.

В 30-е годы появились такие картины Дали, как "Призрак чувственного зова", "Треугольный час", "Пара, витающая в облаках", "Гала и "Вечерний звон", "Гала молитвенная", "Вечер на обочине европейской истории", "Венера Милосская с ящиками", "Имперские фиалки, или Загадка Гитлера" и многие Другие. Выставки картин Дали прошли в Нью-Йорке, Барселоне. Париже. А он сам после начала волнений в Барселоне, выданных провозглашением каталонской независимости, уехал с Галой в Париж. В 1935 году Дали читал лекции в Музее современного искусства в Нью-Йорке, потом вновь возвратился во Францию, ездил в Италию, Австрию, Англию. В 1938 году в Лондоне Дали познакомился с Фрейдом, книгами которого зачитывался всю жизнь.

В 1939 году он переехал в США, потом ненадолго возвратился в Европу, а после оккупации Франции вынужден был вернуться за океан на долгие восемь лет. В США с большим успехом прошли его выставки, там написал он свои картины "Лицо войны", "Два кусочка хлеба - воплощение любви" и многие другие, проиллюстрировал "Дон Кихота", "Макбета", сделал декорации к балету "Лабиринт" на музыку Ф. Шуберта, а также к "Ромео и Джульетте", опубликовал "Тайную жизнь Сальвадора Дали, написанную им самим" и роман "Скрытие лица".

И в послевоенные годы в США проводилось немало выставок Дали. Приезжал он туда читать лекции и после того, как в 1948 году вернулся жить во Францию.

Среди произведений, созданных Дали в 1950-1980-х годах, наиболее известны "Портрет Галы в шарах", "Жизнь Марии Магдалины", "Рождение божества", "Христос Гала" и многие другие, а также иллюстрации Дали к Библии, "Тысяче и одной ночи", "Ромео и Джульетте", "Сочинениям маркиза де Сада", "Фаусту", "Кармен", "Алисе в стране чудес", "Декамерону"... Выставки Дали прошли в США, Японии, почти во всех европейских странах. Переиздавались "Дневник гения", сборник статей об искусстве "Дали-да!"; художника наградили многими орденами, медалями. В 1982 году в Петербурге (штат Флорида, США) был открыт музей Дали, и в то же лето умерла его незабвенная Гала, с которой он пережил и годы скитаний, и годы всемирной славы.

Это она научила его в далекие полуголодные для них 30-е годы вести себя так, чтобы никто не догадывался, что они бедствуют. Сам Сальвадор Дали писал: "Еще в Малаге я пошел к Гале в ученики. Первым делом она преподала мне два постулата - о главенстве наслаждения и о том, что мир реален. Мимоходом она научила меня одеваться, ходить по лестнице и не падать на каждом шагу, распознавать своих врагов, не сорить деньгами и не швырять за обедом куриные кости в потолок. Она преподала мне также постулат меры, дремавший до поры до времени в глубинах моего существа, ибо сама Гала - Ангел Равновесия".

Дали мечтал, чтобы хотя бы одна из его картин попала на родину его несравненной Галы, в Россию. А в России Дали почти до самой его смерти не признавали, считали олицетворением "разложения буржуазного общества". Те, кто знал Дали, как анекдоты пересказывали истории об его экстравагантных, рассчитанных на эпатаж выходках, о том, как он, окунув в краску морскую звезду, пустил ползать ее по холсту, убеждая всех, что получится настоящий шедевр, как на бал в свою честь он пришел в шляпе, которая была украшена протухшей селедкой. Однако мало кто старался понять его картины.

Дали не просто прожил; он срежиссировал свою жизнь. Сам возвел на пьедестал несравненную Галу, сам придумал себе маску с антеннами усов и еще в молодые годы стал ярким представителем нового, дотоле неведомого сюрреализма.

Сальвадор Дали умер 23 января 1989 года, оставив потомкам таинственный, неразгаданный мир своих живописных полотен.

Когда сегодня искусствоведы читают лекции о сюрреализме, они чаще всего в качестве иллюстрации показывают написанную в 1929 году картину Дали "Упорство памяти", где изображены необычные, стекающие, растекающиеся часы. Такое невозможно в реальности, но вполне возможно во сне. Дали вспоминал, что в тот вечер, когда появилось это полотно, он очень устал, у него даже начала немного болеть голова, и Гала пошла в кино без него. А он почему-то задумался о растекающейся мякоти, потом вспомнил про сыр. Зайдя, как обычно, перед сном в мастерскую, он взглянул на пейзаж Порт-Льигата, который стоял на мольберте,- на первом плане была голая олива с обломанной веткой... "Я ощущал,- написал он позже,- что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу - но какому? Не имею ни малейшего понятия. Я уже протянул было руку к выключателю, как вдруг увидел растекающиеся часы: самым жалким образом они свисали с ветки. Превозмогая головную боль, которая сделалась почти невыносимой, я кинулся к палитре и взялся за дело. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена".

Когда Сальвадора Дали спрашивали, почему же часы у него растекаются, он отвечал: "Но суть не в том, что растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время".

Этим временем для Сальвадора Дали стало XX столетие.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников