Николай Соколов, участник содружества Кукрыниксы. Картины |
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве |
21.05.2013 20:43 |
Видео работ Кукрыниксов
Каждый из участников знаменитого творческого содружества Кукрыниксы пришел в искусство своей дорогой. Все три художника, объединившиеся впоследствии под этим псевдонимом, приехали в Москву учиться из разных городов России, имея различный жизненный опыт. Во Вхутемасе-Вхутеине, где они познакомились, Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова объединило многое. Это было трудное, голодное, но прекрасное время их студенческой молодости и общей для них одержимости искусством. Николай Александрович Соколов, тот, который скрывается за слогом «Никс», рисовал с раннего детства. «Самым волнующим подарком, который я получил от матери, была большая черная железная коробка акварельных красок. В счастливом блаженстве прикасался я мокрой кисточкой к каждой краске», -— вспоминает художник. Соколов — уроженец Москвы, но во Вхутемас прибыл из Рыбинска. Семья Соколовых, оставшаяся без крова в результате пожара, перебралась в этот приволжский город в 1919 году. Юноша поступил конторщиком в Управление водного транспорта. Здесь же в Рыбинске Соколов поступает в студию ИЗО Пролеткульта. Там рисовали натурщиков, выезжали на этюды на Волгу, устраивали выставки. Уже тогда у будущего художника пробудился живой интерес ко всем общественным начинаниям. Он принимает активное участие в оформлении демонстраций, клубов, пароходов, красных уголков, пишет декорации к спектаклям художественной самодеятельности. Помогал он руководителю Изостудии в оформлении разного вида печатной продукции — листовок, афиш, реклам, смолоду приучаясь оперативно и изобретательно откликаться на события текущей жизни. Вполне естественно, что посеянное в те дни дало впоследствии богатые всходы.
В 1923 году Райкомвод дает своему сотруднику путевку на учебу в Москву, и вот он на приемных испытаниях во Вхутемасе. Высокий пожилой бородатый человек, которого абитуриент принял за натурщика, одобрительно отозвался о его экзаменационной работе. Оказалось, что бородатого зовут Фаворским, и вот Соколов уже в числе сорока счастливчиков, принятых на графический факультет Вхутемаса. Еще в пору рыбинской студии Соколова влекло к юмористическим зарисовкам, шаржам и карикатурам. Не охладел он к этому жанру и в студенческие годы. Не забыв своей принадлежности к водникам, он обратился в редакцию газеты водников «На вахте». Показанные рисунки были одобрены, и его карикатуры на актуальные темы стали регулярно появляться на газетной полосе. Вскоре Соколов придумал карикатуру на тему, связанную с начавшимся тогда строительством метро. Она была напечатана в «Крокодиле» за подписью «Нике». К тому же времени относится начало работы коллектива Кукры- никсов, завоевавшего всемирную известность своими карикатурами и плакатами, картинами и скульптурами, оформлением спектаклей и книжными иллюстрациями. Однако дружная совместная работа, длящаяся уже более полувека, ни в малейшей степени не нивелирует творческих особенностей каждого из участвующих в ней художников. Так, глядя сегодня даже на ранние рисунки Николая Александровича Соколова, не можешь не оценить верности глаза, умения уловить в модели самые характерные, типические черты. Таким предстает карандашный портрет Горького, сделанный на" встрече его с рабкорами 6 июня 1928 года, где переданы острохарактерный «горьковский» поворот головы, рука с трубкой и угловатость фигуры, обращенной к аудитории. Столь же метко схвачены на рисунке 1940-х годов фигуры художников И. Грабаря и В. Фаворского в президиуме собрания, где самыми скупыми средствами выражены и портретное сходство, и психологическое состояние: напряженная активность Грабаря и спокойная сосредоточенность Фаворского. Нельзя без улыбки смотреть на рисунок 1948 года, где изображены парень и девушка, безмятежно уснувшие на скамейке в пригородном поезде. А глядя на шаржи на композитора С. Прокофьева и актера И. Москвина, дивишься искристому доброму юмору автора, понимая, что именно эти карандашные наброски легли в основу известных фарфоровых статуэток, созданных впоследствии Кукрыниксами. Соколов продолжает активно заниматься и живописью. В отличие от остросюжетных композиций Кукрыниксов, его живописные работы — это пейзажные этюды, среди которых значительное место принадлежит волжским пейзажам, полным поэзии и тонкого лиризма. Это в равной мере относится к таким, например, полотнам, как «Старый мостик» или «Весна в Абрамцеве», и к архитектурным пейзажам — потонувшему в розовато-сиреневом сумраке Лувру или «Мосту вздохов»* в Венеции. Художник почти всегда вводит в них соотношение берега с водной гладью, будь то абрамцевский пруд, венецианский канал или же глядящиеся в Сену аркады моста.
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru