Художник Петр Покаржевский |
Статьи об искусстве - Выдающиеся личности |
26.04.2014 13:28 |
Пётр Дмитриевич Покаржевский (1889, — 1968 )Преподаватель Петербургской Академии художеств скульптор Г. Р. Залеман всегда стремился добиться от своих учеников скрупулезного, точного рисунка, знания пластической анатомии. Как-то один студент представил ему рисунок, выполненный в живописной манере. Все знали, что это ни в какой мере не совместимо е требованиями Залемана. Однако он отнесся к рисунку весьма снисходительно, чуть поправил и поставил «первую категорию». Удивленным столь высокой оценкой учащимся Залеман ответил: «Когда я вижу, что ученик понимает форму, я разрешаю решать ее хотя бы одной линией». Через несколько лет тот же студент — Петр Покаржевский представил на конкурс в Академию выполненную в строгой реалистической манере картину «Запрягают» («Тройка»). Ему присудили за нее золотую медаль, дававшую право на заграничную командировку. Но шел 1917 год, и поездке не суждено было осуществиться. Покаржевский работал в комиссии по охране памятников искусства Тульского отдела народного образования. В 1922 году Покаржевский переехал в Москву и сблизился с группой «Бытие», в которую входили молодые художники Ф. Богородский, П. Соколов-Скаля, Н. Лаков и другие. Вступив в АХРР, Покаржевский стал одним из активнейших члэнов ассоциации. В 1923 году на выставке «5 лет РККА» была экспонирована картина Покаржевского «Дозор». Выполненная в реалистических традициях русской национальной школы живописи, проникнутая духом героической романтики, эта картина сразу получила большую популярность. Позднее Покаржевский выполнил еще ряд батальных композиций: «Тревога» (1925), «Десант» (1928) по очерку Д. Фурманова и другие. Петр Дмитриевич Покаржевский не из числа тех художников, которые любят сидеть на одном месте. Он исколесил всю страну, привозя из каждой поездки этюды, рисунки, жанровые и жанрово-портретные композиции» В 1928 году, будучи в Киргизии и Казахстане, Покаржевский пишет живописный портрет киргизской девушки в свадебном наряде, картину «Мальчик казах на быке». Побывав на медеплавильном заводе в Карабаше, на полиметаллическом комбинате в Риддере, на шахтах Кузбасса и Донбасса, художник создает цикл картин с индустриальной тематикой, объединив их общим названием «Овладение техникой», А как искренни и просты, благородны по своей цветовой гамме его пейзажи из серии «Сванетия». Еще будучи студентом Академии художеств, в 1912 году Покаржевский побывал в Самарканде. В ту пору он написал около восьмидесяти этюдов, не ставя перед собой особенно серьезных целей. В годы Великой Отечественной войны Покаржевскому довелось вторично приехать в Самарканд вместе с Государственным художественным институтом им, В. И. Сурикова, где он работал преподавателем. Живя в Самарканде Покаржевский написал ряд этюдов, объединив их общим названием «Самарканд в живописи». Эти этюды отличаются разнообразием мотивов, тонкостью живописного решения. Глядя на них чувствуешь глаз и руку зрелого, умудренного многолетним опытом мастера. Особенно интересны этюды «Биби-Ханым от Афросиаба», «Площадь Регистан», «Шах-и-Зинда», жанровая работа «Базар», портреты узбекских женщин — «Ткачиха» и «Мотальщица шелка». Покаржевский — художник многогранный. Если в первых своих работах он выступал как баталист, то в дальнейшем избрал своим жанром пейзаж. В последние годы он создал многочисленные виды средней полосы России, Крыма, Кавказа, Прибалтики. Они очень поэтичны, тонки и верны по колориту. Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru