Задача иконописцев. Пространство иконы |
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин. | |||
22.01.2016 15:28 | |||
Флоренский в сочинении «Иконостас» рассказывает об образе, который «посещал душу» Рафаэля, когда тот писал Мадонну. Рафаэль мечтал «живописать Деву Марию в небесном ее совершенстве». Иногда к нему приходило вдохновение и он видел перед глазами нужный облик, Рафаэль называет это «небесной искрой». Во время работы дух его все более воспламенялся, и когда однажды ночью во сне Рафаэль молился Деве Марии (что нередко бывало с ним), он вдруг увидел, что от его еще незаконченной Мадонны исходит сияние, и что она будто живая. Так ему удалось воплотить привидевшийся образ. Считается, что высшие иконописцы - создатели первых икон, именно так и получали свои образы - они приходили к ним в видениях. Довольно быстро в иконописи сформировался своеобразный учебник - как изображать святых. К каждой иконе прилагался подлинник, в котором описывался сюжет или образ, вплоть до мельчайших подробностей - например, цвет и длины бороды. Часто указания были не слишком точными, но рассчитанными на знание других обликов. То есть говорилось - борода короче, чем у такого-то, но длиннее чем у такого-то. Так же к иконе могли прилагаться прориси. У мастера, делающего любую церковную утварь, есть всегда твердое понимание, что делать надо как-то так, согласно канонам. Перед христианством стоит задача - изобразить неизобразимое, написать пространство вечности. Прямая перспектива позволяет нам думать, что мы можем попасть в мир картины - погулять среди нарисованного. Эту мысль развил в своем фильме Акира Куросава. В одном из эпизодов, герой смотрит на картину Ван Гога и затем оказывается внутри картины - участником событий. Пространство иконы же нам такого позволить не может. Мы не можем войти в небесный мир и понять какого там, только почувствовать его, отсюда происходит то явление, которое называется обратная перспектива - небесный мир сам сходит к нам. Павел Флоренский в своем сочинение «Прямая перспектива» говорит, что икона, сделанные при нарушении правил оказываются наиболее творческими и духовными, а сделанные по всем правилам - бездушные и скучные. Из этого можно сделать вывод: искаженная перспектива - это обязательное условие иконописания, так как оно наиболее удовлетворяет его задачам. Однако, стоит отметить, что обратная перспектива это не совсем верное определение. Такая перспективная расстановка применяется иногда и в личном. Например, в при определенном повороте головы у лица появляется еще одна «грань», то есть скрытая сторона лица немного выдвинута вперед. Однако же, возможно, именно благодаря этим искажениям, икона и приобретает особую выразительность. Важно, что в иконописи личное - это последнее за что принимается иконописец. ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
|
E-mail: pavelin@mail.ru