Барон фон Штиглиц - основатель училища технического рисования.

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 354 гостей онлайн
Главная Статьи об искусстве Барон фон Штиглиц - основатель училища технического рисования.
 
 
 

Барон фон Штиглиц - основатель училища технического рисования.

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве
Автор: Павел Ин.   
29.07.2014 15:42

Барон Александр Людвигович фон Штиглиц (1 (13) сентября 1814, Санкт-Петербург — 24 октября (5 ноября) 1884, Санкт-Петербург)

 

Эпоха XIX века выдвинула в России целую плеяду покрови­телей и любителей наук и искусства. Их благотворительная деятельность получила высокую оценку современников; за свои большие заслуги многие из них были выдвинуты в чле­ны различных ученых обществ и академий. Звания почетного члена Академии художеств был удостоен в 1883 году и А.Л. Штиглиц.

Александр Людвигович Штиглиц, один из богатейших русских финансистов, родился в Петербурге в семье выход­цев из Германии. Его отец, Л.А.Штиглиц, сделался в начале XIX века банкиром при русском дворе, за что в 1826 году был возведен в баронское достоинство. В 1843 году Александр Людвигович унаследовал колоссальное состояние отца и должность придворного банкира. В 40—60-х годах Штиглиц непосредственно занимался многими финансовыми и госу­дарственными обязанностями: управлял Государственным банком, финансировал строительство Николаевской желез­ной дороги, соединившей Петербург с Москвой, и т. д. В 1866 году Штиглиц полностью отходит от дел, уступает принадлежавшие ему железнодорожные подряды и концес­сии компаньонам; владелец роскошного особняка на Англий­ской набережной целиком отдается покровительству наукам и искусству.

Сегодня трудно определить, почему свое внимание барон обратил на насущную для России тех лет потребность подго­товки квалифицированных специалистов для бурно разви­вавшейся художественной промышленности. Во второй по­ловине столетия единственным в стране учебным заведени­ем, готовившим столь необходимые кадры рисовальщиков- прикладников, оставалась созданная еще в 1825 году графом С.Г.Строгановым в Москве «Школа рисования в отношении к искусству и ремеслам», превратившаяся к середине века в Центральное Строгановское училище технического рисова­ния. Общество поощрения художников неоднократно указы­вало на малочисленность выпускавшихся московским учи­лищем живописцев, рисовальщиков и скульпторов для худо- жественно-промышленных производств. Вероятно, именно деятели Общества поощрения (основанного в Петербурге в 1821 г.) привлекли Штиглица, обладавшего огромными фи­нансовыми средствами, к помощи делу становления отече­ственной художественной промышленности.

6 января 1876 года барон Штиглиц пожертвовал миллион рублей на устройство в Петербурге Училища технического рисования. 5 ноября был утвержден устав училища, основной задачей которого стала подготовка «ученых рисовальщиков для ремесел и мануфактур, а также учителей рисования». Центральное училище технического рисования, полу­чившее имя барона Штиглица, открылось 12 ноября 1879 го­да. На отведенной для него территории вдоль Соляного переулка началось строительство учебного корпуса. 29 октября 1881 года, в возведенном архитекторами А.И.Кракау и Р.А.Гедике здании, разместились классы Училища, насчитывавшего к тому времени 42 учащихся. В Начальной школе рисования, черчения и лепки, созданной при училище, занималось 314 воспитанников.

Система преподавания в училище в своих основных чертах была аналогична системе, уже многие годы существовавшей в Строгановском. Обучение воспитанников, принимавшихся в возрасте не моложе 14 лет, длилось пять лет. Год от года число дисциплин увеличивалось: к традиционным занятиям рисованием и черчением, живописью масляными и клеевы­ми красками, росписью по фарфору и фаянсу прибавлялись все новые и новые специальности. В 1885 году возник класс ксилографии и офорта, который возглавил выдающийся гра­вер В.В.Матэ. Класс лепки и орнаментов вел известный скуль­птор-жанрист М.А.Чижов. В 1882 году был организован на­турный класс и включено в программу рисование по памяти. Это нововведение явилось заслугой М.Е.Месмахера.

Академик архитектуры Максимилиан Егорович Месмахер занимал пост директора училища с момента его основания почти 20 лет. Месмахер, читавший курс истории стилей и ор­намента, стремился привить своим воспитанникам настоя­щий художественный вкус. Проведший пять лет пенсионером Академии художеств в Европе, хорошо знакомый с современ­ной системой художественного образования, он понимал, что этому может способствовать только постоянное, непосред­ственное общение с уникальными произведениями искусства. Необходимым звеном в процессе обучения должен был стать, по его мысли, организованный при училище музей.

Через десять лет, в 1895 году, музей Училища Штиглица, построенный по проекту Месмахера, был открыт. Основное пополнение собрания, начало которому положили дары част­ных лиц, осуществлялось путем систематических приобрете­ний произведений искусства (главным образом на европей­ских аукционах) на средства, завещанные бароном, оставив­шим кроме неприкосновенного капитала в размере миллиона рублей (на проценты с которого и существовало училище) сумму размером более пяти с половиной миллионов, шедшую в первую очередь на формирование музейного собрания.

В отличие от открытого в 1868 году Художественно-про­мышленного музея при Строгановском училище, музей Учи­лища Штиглица, гораздо более крупный по размерам, был в основном ориентирован на показ истории европейского при­кладного искусства. Европейская направленность была и ко­ренным отличием петербургского училища, избравшего в качестве образцов для подражания не формы русского искус­ства, как это было в Москве, а европейские оригиналы. Унй- кальные коллекции музея, позволявшие проследить развитие практически всех отраслей прикладного искусства с момен­та их зарождения до конца XIX века, разместившиеся в 30 за­лах, интерьеры которых воспроизводили художественно- историческую среду различных этапов развития культурк, были неоценимым учебным пособием для студентов.

В конце XIX столетия, когда отечественное музейное дело только зарождалось, музей Училища Штиглица, для которого было построено одно из первых в России специальных музей­ных зданий, был в числе первых, закладывавших основы научного собирательства и систематизации произведений искусства. Богатейшая библиотека и коллекция гравюр, уни­кальное собрание коптских тканей, коллекция античной ке­рамики давали возможность уже в начале XX века устраивать в стенах музея различные тематические выставки, снабженные первыми научными каталогами.

Музей декоративно-прикладного искусства (коллекции ко­торого и сегодня занимают почетное место в собраниях Госу­дарственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, куда они были переданы в 1923 году), включал около 30 ты­сяч экспонатов. На верхней площадке двухмаршевой мра­морной лестницы, которая вела в главный зал музея, где раз­мещалась редчайшая коллекция шпалер и гобеленов, некогда возвышалась статуя сидящего в кресле А.Л.Штиглица работы прославленного М.М.Антокольского (1886, мрамор, в настоя­щее время в собрании Новгородского краеведческого музея).

Память о А.Л.Штиглице и сегодня хранят стены Ленинград­ского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной — богатой славными художественными традициями школы с более чем вековой историей.

Н.СЕМЕНОВА

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников