Доколумбово искусство. К выставке "1000 лет золота инков" в ГМИИ им. А.С. Пушкина |
Анонс выставок - Выставки |
15.02.2013 17:54 |
Выставка «1000 лет золота инков. Из собрания музея «Золото Перу»/ «Oro del Peru» пройдет в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина с 19 марта по 26 мая.
На выставке будут представлены более восьмидесяти уникальных экспонатов из собрания «Музея золота» в Перу. Представленные экспонаты - наследие древних культур Южной Америки. Основу собрания «Музея золота» в Перу составляет коллекция Мигеля Мухика Гало, в которой представлены более 8 тысяч древних экспонатов из золота и серебра. Начало коллекции Мигеля Гало положили приобретения 1935 года, сейчас в собрании «Музея золота», собраны памятники различных культур доколумбовой Южной Америки, таких как уари, паракас, чавин, чиму, мочика, наска, и, конечно, инков.
Доколумбово искусство
Точно так же, как Пабло Пикассо и Анри Матисса вдохновляло искусство Африки, Диего Ривера и Фрида Кало находили вдохновение в искусстве американских индейцев — разница заключалась лишь в том, что это было творчество народа, к которому они сами принадлежали. Ривера и Кало высоко чтили доколумбово искусство, хотя многие европейцы не спешили отдать ему дань уважения. Когда в начале шестнадцатого века испанские конкистадоры захватили Южную и Центральную Америку, они обнаружили там мощные империи с богатыми художественными традициями, но завоевателей волновали только несметные золотые запасы индейцев. В 1520 году немецкому художнику Альбрехту Дюреру довелось увидеть в Брюсселе золотые сокровища, отобранные у ацтеков. Пораженный качеством золотых украшений, Дюрер писал, что он «дивился искусности иноземных мастеров». Жаль, что к его мнению никто не прислушался. Золото переплавили для нужд испанского казначейства. Доколумбову искусству трудно давать обобщающие характеристики, поскольку оно создавалось на двух континентах и на протяжении тысячелетий. Лучше всего, по понятным причинам, сохранились творения из камня. Цивилизация ольмеков (существовавшая там, где сейчас находится Мексика) породила великолепных скульпторов, изваявших массивные головы с индивидуальными чертами лица, — ученые полагают, что это портреты могущественных царей. Религия, естественно, играла важную роль в доколумбовом искусстве, как и пропаганда. Не было лучше способа отметить завоевание очередного города-государства, чем увековечение этого подвига в камне. И майя, и ацтеки вырезали в камне хитроумные календари, столь же красивые, сколь и функциональные. Ривера и Кало заимствовали образы из творчества своих предков. Сложные многоуровневые композиции фресок Риверы перекликаются с древними настенными резными панно, а Кало в своих произведениях использовала ацтекские символы. Ривера собрал громадную коллекцию доколумбова искусства и — чтобы было, где ее хранить, — построил по мотивам ацтекской архитектуры храм-музей-мастерскую Анагуакалли. В этом сооружении имеется даже погребальная камера, предназначавшаяся для захоронения праха Риверы и Кало. Сегодня в Анагуакалли выставлены 52 ООО предметов из коллекции Риверы, которые могут увидеть все желающие.
Выставка «1000 лет золота инков. Из собрания музея «Золото Перу»/ «Oro del Peru» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Уникальные произведения искусства, которые будут представлены на выставке в ГМИИ им. А.С Пушкина, изготовлены преимущественно из золота и серебра. Драгоценные металлы, которыми так богата эта часть земного шара, всегда ценилось жителями древнего континента. Чистота, цвет и блеск золота отражали мифологические представления племен Южной Америки о божествах солнца, согласно которым люди были их потомками. Золото использовалось, прежде всего, в ритуальной сфере. Так строительство храмов и проведение обрядов в честь богов всегда сопровождалось отливкой ритуальной утвари из золота, которой украшали пространство храмов и крупные статуи из камня. Стремясь задобрить своих богов и духов, индейцы закапывали золотые и серебряные украшения в священных местах или бросали их в воды священных рек. Среди ритуальных предметов, представленных на выставке, бокалы и сосуды, украшенные изображениями тотемных животных, которые почитались священными, таких как ягуар, пантера, кондор, змея и другие. Отдельную группу памятников составляют церемониальные ножи-туми. Они, вероятно, играли роль важных атрибутов царской и жреческой власти и использовались во время обрядов жертвоприношения. Особенно много на выставке традиционных золотых украшений индейцев. Это, прежде всего, царские головные уборы, фигурные подвески и пластины, украшавшие не только одежду, но и тело правителя. Так своим богатством и выразительностью отличаются крупные украшения для носа и ушей, которые часто имеют форму круга или полумесяца. Древние племена верили в то, что основные жизненно важные отверстия на теле человека должны быть защищены золотыми амулетами, которые сохраняют тело и душу от влияния злых духов. Многочисленные амулеты и украшения должны были защищать человека и после смерти, поэтому те же предметы могли использовать и в погребальном обряде. Кроме того, количество золотых предметов, амулетов-оберегов, украшавших тело покойного и его гробницу, а также качество исполнения художественных изделий указывали на социальный статус покойного и его значение для общины или государства даже после смерти. Разнообразие традиционных форм и способов изготовления предметов из драгоценных металлов, представленное на выставке, поможет посетителям узнать много нового и интересного об особенностях технологии производства, которую создали древние жители Южной Америки. Выставка «1000 лет золота инков» позволит вспомнить зрителям и суровые страницы истории. Ведь именно золото, его так сказать «доступность» стала одной из главных причин уничтожения древних латиноамериканских цивилизаций. Когда в XVI веке испанские конкистадоры прибыли в столицу Великой империи инков – священный город Куско (юго-западная часть современного Перу), их взорам предстала удивительная картина. Как сообщают документы древних испанских архивов, в роскошном храме Солнца Кориканча (буквально «Золотой храм») можно было увидеть литой диск из золота размером с колесо, символизирующий бога Солнца, золотые фигуры людей и лам в натуральную величину, все стены храма были покрыты листами из чистого золота. Десятки тонн золота и серебра, обнаруженные завоевателями в храмах, поселениях, гробницах, были нещадно переплавлены в крупные слитки и отправлены в Испанию. Но все же художественное наследие древних доколумбовых культур и цивилизаций сохранилось, и, благодаря выставке, представленной в ГМИИ им. А.С. Пушкина, мы будем иметь возможность познакомиться с ним и многое узнать о таинственном и драматическом мире золота инков и их предшественников. Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru