Уникальный кремлевский фарфор в Эрмитаже |
Анонс выставок - Выставки |
25.12.2024 17:02 |
Выставка «Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлевского сервиза. Дар Екатерины Павловны Бородиной»
C 27 декабря 2024г. по 12 января 2025г. в Георгиевском зале Зимнего дворца (№ 195) пройдет выставка «Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлевского сервиза. Дар Екатерины Павловны Бородиной». По традиции завершающая выставка года в Эрмитаже представляет значимые дары, пополнившие собрание музея за текущий год.
В 2024 году Государственный Эрмитаж получил в дар четыре тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлевского сервиза из частной коллекции исторического фарфора Екатерины Павловны Бородиной. Предметы относятся к самой эффектной «золотой» группе парадного Кремлевского сервиза. Этот сервиз был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1837–1838 годах, при императоре Николае I, и предназначался для Большого Кремлевского дворца в Москве. Сервиз разработал Федор Григорьевич Солнцев – русский художник, архитектор и археолог. Декоративное решение фарфорового ансамбля в русско-византийском стиле отражало общую идеологическую программу, заложенную в проекте Кремлевского дворца. При разработке сервиза художник вдохновлялся историческими образцами – царской золотой утварью XVII века из собрания Оружейной палаты Московского Кремля. Произведения прикладного искусства украшены стилизованным растительным орнаментом. В центре каждой тарелки помещён российский герб допетровского типа, который был утвержден при царе Алексее Михайловиче. Двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, с державой и скипетром в лапах, обрамляет надпись «IМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКОЙ НIКОЛАЙ». С оборотной стороны предметы отмечены подглазурными кобальтовыми марками, представляющими собой монограмму «Н I» под императорской короной. Такие марки ставились на все фарфоровые изделия, выпущенные в России во времена правления Николая I.
Кремлевский столовый и десертный сервиз использовался для убранства высочайших столов вплоть до начала XX века. Важнейшим «выходом» ансамбля становились коронационные обеды. Выполненный в русско-византийском стиле и украшенный государственной символикой, он был неотъемлемой частью праздничных мероприятий, олицетворявших торжество самодержавия. Выставку можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс.
Tags: ↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
E-mail: pavelin@mail.ru