Творчество Бернхарда Кречмара

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 397 гостей онлайн
 
 
 

Творчество Бернхарда Кречмара

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Информация художников - Сообщения художников
02.01.2015 16:37

Бернгард Кречмар (1889 -1972)

Бернхард Кречмар

Творчество для Кречмара всегда было важнее всего остально­го в жизни. Он жил только ради работы, считая искусство од­ним из способов служения людям, общения с людьми. В жиз­ни он многим казался чудаком, человеком «не от мира сего». Но в картинах Кречмара нет ничего странного, они просты и понятны. Быть понятым — это то, к чему он стремился. Из впечатлений от своих непосредственных наблюдений худож­ник создал свое искусство. Оно не носит пассивного характера и отличается активной, действенной любовью к жизни, людям.

Бернгард Кречмар родом из маленького саксонского городка Дёбельн. У него было шесть братьев и сестер, все они выросли в семье бедного портного в тяжелой нужде. Еще школьником будущему художнику пришлось зарабатывать на жизнь. Он был посыльным, разносчиком газет, хористом в церковном хоре. Затем, обучаясь на маляра, он уже самостоятельно ра­ботал как подмастерье живописца. Уже в эти годы зародилась мечта стать художником. Накопив денег, Кречмар в 20 лет (в 1909 году) поступил в школу прикладного искусства в Дрез­дене, а в 1911 году он перешел учиться в Дрезденскую Ака­демию. Стремление освободиться от ремесленничества, пу­стоты и бездуховности, царящих в стенах Академии, застави­ло молодого художника предпринять длительные путешествия пешком по Южной Германии в 1911 году, а в 1913 году — по Италии и Испании.

Учителями Кречмара в Академии были представители позднего импрессионизма и местного «югендстиля». Поздне­импрессионистическими поэтому были и первые самостоя­тельные работы Кречмара (например «Портрет художника Оскара Трепте», 1915). В поисках своего стиля молодой ху­дожник одно время примыкал к представителям позднего экспрессионизма, которые под влиянием ноябрьской рево­люции 1918 года по-своему стремились к обновлению искус­ства. Но в то же время от этих художников, объединившихся в группе «Новый Дрезденский Сецессион», его отталкивают панибратство и формальные «революционные» поиски.

В 1920 году Кречмар снимает с подрамников и прячет свои ранние импрессионистические и экспрессионистические кар­тины, чтобы все начать сначала. Не исключено, что этот по­ворот произошел под влиянием его дружбы с историками ис­кусства и критиками Рихардом Хаманном, Юлиусом Мейер- Грефе и Паулем Вестхеймом. К сожалению, почти все рабо­ты Кречмара, относящиеся к этому периоду, сгорели в 1945 году.

Решив начать все сначала, художник поселился в Гостри- це, на окраине Дрездена, в почти деревенской местности. На­селение предместья состояло из рабочих (близость города), мелких ремесленников, садовников — почти крестьян. Эти люди стали основной темой его искусства. Рассказывая в сво­их картинах и рисунках о человеческой жизни, Кречмар не просто констатирует и описывает ее. Работая над картиной, художник создает ряд эскизов с натуры, а затем (иногда в те­чение лет) разрабатывает эту картину и завершает (например «Гроза на Фрибелыптрассе», 1924—1941). В это время он от­казывается от спонтанной, эскизной манеры позднего импрес­сионизма. Чем точнее нужно было написать пространство, свет и предмет, тем выше художник ставил воображение, что ему позволяло не копировать действительность, а переводить ее в художественные образы. Кречмар стремился не к ося­заемости и пластичности предметов, а к их наиболее точному воплощению языком искусства. Художник работал мелкими ударами кисти, превращая живописную плоскость в свое- образную мозаику. Этим излюбленным своим приемом он смягчал жесткость рисунка и излишнюю пластичность форм. В картинах 20—30-х годов Кречмар противопоставлял ухо­дящее вглубь пространство плоскостности домов и деревьев («Вокзал Сайда», 1926).

В некоторых городских пейзажах 20-х годов человеческая фигура как бы служит масштабом, маркирует пространство. Впечатление случайности, кадровое™, характерное для его работ этого времени, всегда обманчиво. В их основе всегда лежит точно и тонко продуманная композиция. В как бы слу­чайно взятую жанровую сцену Кречмар вводит элементы гротеска. В картине «Конфекцион» (1927) изображены жен­щины, занятые примеркой. Угловатыми движениями, застыв­шими позами, как бы стертыми чертами лиц они напоминают манекенов. А справа, не сразу нами замеченный, стоит на­стоящий манекен без ног в виде хорошенькой женщины. Сце­на, изображенная в картине «В кафе» (1926), превращается в парад дамских шляпок разнообразных фасонов. Точный и цепкий взгляд художника останавливается на смешном и ) уродливом. В 30-е годы его ирония обращается на более серьезные социальные темы. Кречмар изображает повседневную рутинную жизнь, но пользуется иронией и сатирой, чтобы противопоставить друг другу работающих и бездельников, голодающих и обжор (графическая серия, посвященная смер­ти секретаря, — «Последний час», «Похороны», «Наследни­ки», «Нужен секретарь», 1930—1938). В живописи яркий при­мер этому картина «Званый и незваный гость» (1935— 1937). В прихожей раздеваются готовые зайти в комнату гос­ти. Ни в их лицах, ни в фигурах нет ничего человеческого, они уподоблены раскормленным до безобразия свиньям. А в проеме открытой двери виден стоящий на лестнице худой, пло­хо одетый старик. Висящая на стене в рамочке назидатель­ная поговорка в духе мещанской добродетели гласит: «Весе­лый гость — не обуза». Иронический комментарий художни­ка. Используя реалистический в своей основе способ контраст­ного сравнения, Кречмар создает сильные, наполненные со­циальным протестом произведения. На основе личного опыта рождается социальное мировоззрение художника. Но Креч­мар более сдержан и менее драматичен, чем Георг Гросс и Отто Дике. В годы нацизма независимый и не желающий при­спосабливаться к режиму Кречмар вошел в список «дегенера­тивных художников». В 1937 году 47 картин художника из музеев Германии были конфискованы.

Во второй половине 40-х годов жесткая манера художника смягчается. Мазок становится более живописным. Образ че­ловека в портретах приобретает многогранность, пейзаж — панорамность, но представление о мире и человеке не измени­лось, стала иной лишь форма выражения мыслей и чувств. Тя­желым испытанием для Кречмара стали страшные годы на­цизма, смерть жены и гибель части его творений во время бом­бежки Дрездена в феврале 1945 года. Но жизнь продолжается. В послевоенные годы Кречмар как бы обретает вторую моло­дость. Его картины становятся мягче, лиричнее. Кажется, что на более высокой ступени художественного опыта он возвра­щается к импрессионизму своих ранних картин.

В 1955—1958 годах было написано полотно «Вид на Айзен- хюттенштадт». Из множества живописных и рисуночных штудий возникла картина строящегося города. Трубы, башни и блоки домов, скромные группы деревьев и аллеи, облака и дым разметили огромное пространство равнины и неба. Раз­буженная природа руками человека превращается в обита­емое пространство. Изображенные на первом плане фигуры стоящих спиной к нам людей как бы направляют взгляд зри­теля на город, призывая постичь все значение произошедших здесь изменений. Это полотно могло бы стать итогом худо­жественного и человеческого опыта Бернгарда Кречмара, настолько оно значительно по форме и содержанию. В послед­них работах художника ощущается радость жизни, энергия. «Погрузившись в себя и как бы во сне наблюдая за логикой событий моей жизни, я рассматриваю каждый раз новый сол­нечный пейзаж сквозь открытое окно моей тихой кварти­ры...»,— писал Кречмар в конце жизни.

Е.ЛИБМАН

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников