Творчество Яна Ливенса (1607—1674)
Автопортрет
«Двое юношей (Рембрандт и Ливенс), уроженцы Лейдена, могут быть причислены к избранникам. Они уже почти сравнялись со своими знаменитыми современниками и скоро превзойдут их. Их происхождение — лучшее доказательство неправильности убеждения в превосходстве благородной крови... Отец одного из них — швец, другого — мельник. Кто не поразится, увидав двух гениев прямо от сохи. Если мы спросим, у кого они учились, то узнаем, что родители, в силу отсутствия средств, могли дать им только самых обычных учителей, которые теперь, посмотрев на произведения своих учеников, также устыдились бы самих себя, как учителя, обучавшие поэзии Виргилия, красноречию Цицерона или математике Архимеда». Так высокопарно писал об этих двух художниках Константин Гейгенс, государственный деятель того времени. Он был высокообразованным человеком, поэтом, музыкантом, писателем. То, как высоко он оценил творчество Ливенса, свидетельствует, что художник пользовался при жизни определенной славой. Гейгенс не мог тогда предполагать, что имя Рембрандта станет для потомков синонимом подлинного искусства, а Ливенс войдет в историю искусства только как друг и соратник великого живописца.