Аристид Майоль: скульптуры, биография

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 659 гостей онлайн
Главная Статьи об искусстве Аристид Майоль: скульптуры, биография
 
 
 

Аристид Майоль: скульптуры, биография

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Статьи об искусстве - Статьи о искусстве
Автор: Павел Ин.   
22.06.2018 15:47

 

Творчество Аристида Майоля (1861-1944)

Аристид Майоль

Расцвет французской скульптуры в первой четверти XX века ознаменовался прежде всего творчеством двух мастеров — Бурделя и Майоля. Эти мастера-одногодки, оба глубоко изучившие опыт великого Родена, представляют своим твор­чеством две совершенно разнонаправленные тенденции в плас­тике. Суровая лапидарность форм Бурделя, его ретроспек­тивное использование античного наследия составляют конт­раст с чувственной полнотой и осязательностью скульптур Майоля, с его культом грации женского тела. Майоль говорил: « Надо всегда искать и всегда быть современным. Бурдель, чудак, делал гераклов, минерв. Разве мы в Греции? Надо создавать произведения своего времени».

К искусству скульптуры, к своему стилю Майоль пришел далеко не сразу, лишь тогда, когда ему было около сорока лет. Он родился на берегу Средиземного моря, в маленьком город­ке Баньюль-сюр-мер, недалеко от границы с Испанией. Отец его был мирным виноградарем, а дед в молодости, подвергаясь опасностям, плавал по морю, перевозя контрабандные товары.

Обстановка, окружавшая Майоля в детстве и юности, была проникнута вековыми традициями жизненного уклада средиземноморских городов, идущими со времен античности. Античность, колыбелью которой было Средиземноморье, стала основой развития латинской культуры — итальянской, испанской, французской. В таких местечках, как Баньюль, связь времен веками не прерывалась, люди жили все так же в гармонии с природой, беря у нее ее дары, занимались про­стыми ремеслами. Когда Майоль в зрелом возрасте увидел классические памятники античности, они не поразили его. Ароматом древности был пропитан воздух его родного го­родка.

Молодым человеком Майоль приехал учиться в Париж. В Школе изящных искусств он не заслужил одобрения профессоров. Его творческое развитие пошло самостоятель­ным путем. Майоль был медлителен, но упорен. На него, как и на ряд других молодых художников его поколения, в в 1890-е годы большое впечатление произвели картины Поля Гогена. В его живописи торжествовало декоративное начало. Эта тенденция к декоративизму, свидетельствовавшая о за­рождении стиля модерн, вообще была свойственна искусству того времени. Начинается расцвет и чисто декоративных прикладных видов творчества. Молодые художники, последо­ватели Гогена, называвшие себя «Наби» («Пророки»), писали картины, подобные декоративным панно, расписывали шир­мы, делали рисунки для гобеленов. В эту группу входил и Майоль. Его привлекла идея возрождения старинного ков­роткачества. У себя на родине, в Баньюле, Майоль организо­вал мастерскую, где шесть девушек работали над коврами по его эскизам. Эти эскизы, изображающие женщин в саду, в волнах моря, проникнуты многими чертами стиля модерн. Такое возрождение ручного труда в противовес наступавшей машинерии было распространено тогда во многих странах, в том числе и в Англии, и в России. Мастерская Майоля на протяжении нескольких лет производила изысканные ковры по заказам частных лиц. Однако в 900-е годы Майоль отка­зывается от ковроделия. Его увлекает новый вид искусства — его истинное призвание — скульптура.

Первые маленькие — высотой около двадцати сантимет­ров — фигурки Майоля навеяны мотивами пастелей Эдгара Дега. У Дега был такой цикл, где он изображал причесываю­щихся, умывающихся, одевающихся женщин. И вот эту камерную, интимную по своему звучанию, тематику подхва­тил Майоль. Несмотря на малый размер и жанровость темы, фигурки Майоля сразу выдают чувство построенности и ком­пактности формы, присущее скульптору. Пропорции этих женских фигурок немножко приземистые, но складные. Силуэт их обобщен, движение — наклон тела, опущенные ру­ки и т. п. — не нарушает цельности всей скульптуры. Эти ма­ленькие скульптурки высоко оценил Огюст Роден, увидев их на выставке.

В 1901 —1905 годах Майоль работает над первой своей большой скульптурной композицией — сидящей женской фигурой. Скульптура имеет два названия — «Мысль» или «Средиземное море». Они взаимосвязаны между собой. В пер­вой большой работе Майоль отдает дань традиции создания аллегорических фигур. Невольно напрашивается параллель со знаменитым «Мыслителем» Родена. Но «Мыслитель» Родена — это образ человека, личности, объятой размышле­ниям. У Майоля «Мысль» не имеет конкретного характера.

Средиземное море

Скульптуры Майоля

В его скульптуре мысль означает символ духовности. И поэто­му другое название «Средиземное море», также аллегори­ческое и напоминающее об образе средиземноморской культу­ры как о духовном, эстетическом идеале, перекликается с первым и дополняет его.

Уже не раз в связи с Майолем пришлось упомянуть имена художников — Гогена, Дега. Таково своеобразие этого мастера, — работая в камне и бронзе, он опирался на опыт новейших достижений живописи. Если камерные жен­ские фигуры Майоля были подсказаны пастелями Дега, то «Средиземное море» вновь заставляет вспомнить Гогена.

В скульптуре «Мысль» вся фигура женщины очерчена ровным и замкнутым силуэтом, напоминающим о блоке кам­ня, из которого она высечена. В сидящей фигуре женщины, которая одной рукой опирается о землю, а другую, согнув в локте, поставила на поднятое колено, не чувствуется ника­кого напряжения, никакой мускульной работы, которая могла бы сопровождать такую довольно сложную позу. Напротив, здесь господствуют покой, мягкость, текучесть линий.

Скульптура рассчитана на обзор с разных точек зрения. Ее мягкие закругленные углы — согнутых колен, кистей рук, наклона торса — составляют различные сочетания, передаю­щие игру вертикалей и горизонталей. Но эти пластические соотношения всегда уравновешены, а все линии, очерчи­вающие формы, как бы тяготеют к тому, чтобы свернуть их внутрь, подчеркивают замкнутое пространственное бытие скульптуры.

В дальнейшем Майоль отходит от таких сложных компо­зиций к более простым и лаконичным, и его излюбленным мотивом становится изображение стоящей женской фигуры. Майоль говорил: «Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Мои статуи — это поэмы жиз­ни. Вместо того чтобы выражать себя в стихах, я делаю это в скульптуре».

В 1907 году, по заказу русского мецената И. А. Морозова, Майоль начал работать над статуей Помоны — она должна была представлять аллегорическую фигуру осени и плодоро­дия.

Помона

Помона

Хотя Майоль призывал быть современным и критически высказывался об античной сюжетике Бурделя, его собствен­ные скульптуры красотой и гармонией пластики, мифологич- ностью образов также все время напоминают о древней классике. Различие здесь в том, что Вурдель рационально изучал наследие Эллады и стремился на него опереться, а Майоль работал согласно собственным убеждениям и тяга к идеальной соразмерности природы и человека была заложе­на в самой его натуре, воспитана в нем привычной ему сре­дой детства. «Помона» стоит и держит в каждой руке по ябло­ку. Идея яблока — округлая шаровидная форма — прочиты­вается во всей пластике ее тела: и в выпуклом лбе, и в полу­сферах груди, и в лепке живота. Классическая стройность и симметрия, ясность образа могут напомнить о музейных про­тотипах. Но Майоль действительно является мастером XX ве­ка. Изображая обнаженную фигуру, он не стремится передать реальную красоту женственности, он мыслит объемами, достигает их архитектонического сочетания, величавой стро­гости целого. Майоль был почитателем живописи Сезанна.  У Сезанна вас поражают не яблоки, а уравновешенность то­нов», — говорил он. У самого Майоля поражает не обнаженная фигура, а уравновешенность пластики. И в том, как рациона­листически четко видел скульптор свою задачу, с какой глу­бокой художественной культурой он подходил к своему материалу, можно усмотреть его родство с Бурделем, несмотря на все различия. И Майоль, и Бурдель, и живописцы Ре­нуар, Сезанн, Гоген — все они были выразителями фран­цузского художественного вкуса, все они создавали произве­дения, в которых логически ясно и последовательно раскры­валась поставленная в них задача.

Скульптуры Майоля — памятники стройности художест­венной мысли, образы идеальной законченности и отшлифо- ванности художественной формы. Бронзовые отливки многих известных скульптур Майоля стоят теперь в центре Парижа, перед входом в Лувр. Эти фигуры относительно небольших размеров (как правило, чуть меньше или чуть больше натуры) не теряются на широком зеленом пространстве газона. Они с достоинством занимают свое место в окружающей среде современного города — стоят на границе между шумом улич­ного движения и тишиной музейных залов.

К. БОГЕМСКАЯ

Река

the mountain 1925

Bust of Pierre Auguste Renoir

Венера с ожерельем

Воздух

Ночь

bust of venus-1936

Три нимфы

Памятник Полю Сезанну

douleur-1922

Скованная свобода

Покрывало купальщицы

nude Venus 1900

nue-sans-draperie

Флора

L'été sans bras

L'Été

Помона

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Обновлено 22.06.2018 18:06
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников